Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 30.08.2001 N 13-Г01-11 Заявление о признании недействительным постановления главы администрации Тамбовской области “Об утверждении Положения об особом порядке проведения расчетов при исполнении областного бюджета в 2001 году“ от 14.02.2001 N 116 удовлетворено правомерно, поскольку на основании оспариваемого постановления осуществляется зачет налогов и сборов, что противоречит требованиям бюджетного законодательства.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 30 августа 2001 года

Дело N 13-Г01-11

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Маслова А.М.,

Хаменкова В.Б.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Тамбовской области о признании недействительным постановления главы администрации Тамбовской области от 14 февраля 2001 года N 116 “Об утверждении Положения об особом порядке проведения расчетов при исполнении областного бюджета в 2001 году“ по кассационной жалобе администрации Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 21 июня 2001 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации А.М. Маслова, объяснения представителей администрации Тамбовской области Ч. и Финансового управления Тамбовской области С., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение помощника Генерального прокурора Российской Федерации Н.Ю. Гончаровой, полагавшей решение оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

постановлением главы администрации Тамбовской области от 14 февраля 2001 года N 116 утверждено Положение об особом порядке проведения расчетов при исполнении областного бюджета в 2001 году, которым предусмотрено, что задолженность распорядителей (получателей бюджетных средств) перед участниками расчетов, фактически осуществившими им поставку продукции (выполнившими работы, оказавшими услуги), подлежит погашению при условии направления участниками расчетов получаемых бюджетных средств на погашение их собственной задолженности по уплате налоговых и иных платежей в доход областного бюджета. Зачет задолженности участников расчетов по уплате налоговых и иных платежей в доход областного бюджета осуществляется в пределах утвержденных расходов областного бюджета. Предусмотрено открытие специальных лицевых счетов сельскохозяйственных товаропроизводителей в
Тамбовском отделении Сбербанка РФ, куда перечисляются денежные средства с лицевого счета Финансового управления Тамбовской области согласно бюджету на 2001 г. Сумма проведения расчета определяется исходя из задолженности областного бюджета перед соответствующим распорядителем (получателем бюджетных средств) с учетом задолженности последнего перед участником расчетов.

Прокурор Тамбовской области обратился в суд с заявлением о признании недействительным данного постановления, утверждая, что оно не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации.

Представители администрации Тамбовской области, Финансового управления Тамбовской области возражали против удовлетворения заявления, представители Управления Министерства по налогам и сборам России по Тамбовской области, а также Управления Министерства юстиции по Тамбовской области поддержали требования прокурора области.

Решением Тамбовского областного суда от 21 июня 2001 г. заявление прокурора Тамбовской области удовлетворено. Постановление главы администрации Тамбовской области от 14 февраля 2001 года N 116 “Об утверждении Положения об особом порядке проведения расчетов при исполнении областного бюджета в 2001 году“ признано не действующим и не порождающим правовых последствий со дня издания. На администрацию Тамбовской области возложена обязанность после вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о признании нормативного акта недействительным в ближайшем номере газеты “Тамбовская жизнь“.

Администрация Тамбовской области подала кассационную жалобу, в которой просит решение отменить. Полагает, что суд неправильно применил материальный закон, допустил существенные нарушения норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений прокурора Тамбовской области, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения.

Принимая упомянутое решение, суд исходил из того, что Положение об особом порядке проведения расчетов при исполнении областного бюджета в 2001 году представляет собой денежную форму зачетов налогов и сборов,
что является нарушением требований ст. 235 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Вывод суда соответствует нормам материального права и не опровергается доводами кассационной жалобы.

В соответствии со ст. 235 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств возможно проведение зачета денежных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет). Порядок проведения зачета денежных средств определяется Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Положения, предусмотренные настоящей статьей, не распространяются на зачет налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и иными законодательными актами Российской Федерации о налогах и сборах.

Поскольку из содержания оспариваемого Положения усматривается, что оно касается налогов и сборов, денежные средства, которые перечисляются финансовым управлением администрации области сельскохозяйственным товаропроизводителям, вновь поступают от сельхозпроизводителей в областной бюджет в том же размере, то есть осуществляется зачет налогов и сборов, что находится в противоречии со ст. 235 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Ссылка в жалобе на то, что Положение носит рекомендательный характер, опровергается постановлением главы администрации Тамбовской области, утвердившим данное Положение, где в п. п. 4 и 7 указано, что использование названных счетов в иных целях разрешается лишь при наличии согласия финансового управления области, контроль за исполнением постановления глава администрации Тамбовской области оставил за собой. Данные нормы являются не рекомендательными, а императивными. Согласно пункту 1 Положения оно не рекомендует, а определяет особый порядок проведения расчетов при исполнении областного бюджета в 2001 г.

Утверждение в кассационной жалобе о том, что суд был не вправе признавать оспариваемый акт лишь
недействительным, исходя из указаний постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 апреля 2000 г. N 6-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации“, является ошибочным.

В названном постановлении указано, что признание судами общей юрисдикции законов субъектов Российской Федерации недействительными не согласуется с конституционным полномочием обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации с требованием о подтверждении конституционности закона субъекта Российской Федерации, как принятого в соответствии с установленным Конституцией Российской Федерации разграничением предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами.

Из изложенного следует, что Конституционный Суд Российской Федерации не высказывался о том, может ли суд признать нормативный правовой акт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации недействующим. Между тем ст. 13 ГК РФ такую возможность допускает.

С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело по доводам кассационной жалобы, не находит их убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.

Руководствуясь ст. 305 п. 1 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Тамбовского областного суда от 21 июня 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации Тамбовской области - без удовлетворения.