Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2001 N 11-Г01-56 Заявление о признании противоречащим федеральному законодательству п. 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан “Об имуществе Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Татарстан и их территориальных органов“ от 25.01.2001 N 29 удовлетворено правомерно, так как оспариваемый акт является нормативным, поскольку рассчитан на неоднократное применение и обязателен для неопределенного круга лиц.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 октября 2001 года

Дело N 11-Г01-56

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Харланова А.В.,

Корчашкиной Т.Е.

рассмотрела в судебном заседании от 9 октября 2001 г. гражданское дело по кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 августа 2001 г. по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащим федеральному законодательству п. 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 января 2001 г. N 29 “Об имуществе Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Татарстан, Управления Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по Республике Татарстан и их территориальных органов“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., прокурора Генеральной прокуратуры РФ Любимову И. Б., полагавшую решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с указанным выше требованием.

В обоснование заявления указал, что п. 2 оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан определяет принцип отнесения объектов недвижимости и капитальных вложений в основные фонды к государственной собственности в зависимости от источника и доли финансирования: долевое финансирование названных объектов совместно из федерального и республиканского бюджетов предопределяет закрепление такой собственности как общей долевой, что противоречит ст. ст. 124, 212, 244 ГК РФ, Закону Российской Федерации “О федеральных органах налоговой полиции“ (ст. 19), Соглашению между Правительством РФ и Правительством Республики Татарстан по вопросам
собственности, заключенному в целях реализации Договора “О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан“ от 19 февраля 1994 г.

Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 17 августа 2001 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Кабинета Министров Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда и прекращении производства по делу со ссылкой на то, что прокурором оспаривается ненормативный акт, поэтому дело подведомственно арбитражному суду.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не находит.

Удовлетворяя заявление прокурора, суд исходил из того, что оспариваемый пункт постановления Кабинета Министров Республики Татарстан противоречит федеральному законодательству. В частности, в противоречие с положениями ГК РФ Кабинет Министров Республики Татарстан в одностороннем порядке установил порядок и принципы определения долей государственной собственности.

Рассмотрев дело по существу, суд правильно исходил из того, что установленное в пункте 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан положение о необходимости осуществлять учет, оформление и регистрацию объектов недвижимости и капитальных вложений в основные фонды, финансируемых совместно из федерального и республиканского бюджетов, как общую долевую собственность: долю собственности Республики Татарстан - соответственно объему финансирования из республиканского бюджета Республики Татарстан, долю федеральной собственности - соответственно объему финансирования из федерального бюджета, по своему содержанию носит нормативный характер.

Указанный вывод суда соответствует требованиям закона, поскольку установленная в п. 2 правовая норма обязательна для неопределенного круга лиц, рассчитана на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные правовым актом.

Довод жалобы о
том, что оспариваемое прокурором положение не носит нормативного характера, опровергается содержанием пункта 2 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 25 января 2001 г. N 29.

Что касается существа решения, то доводов в этой части в подтверждение его незаконности не приводится в жалобе.

Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Татарстан от 17 августа 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Кабинета Министров Республики Татарстан - без удовлетворения.