Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2001 N 59-В00-3 В случае если гражданин, зачисленный в запас с присвоением воинского звания офицера, получает послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в государственных учреждениях высшего профессионального образования, на него распространяется отсрочка от призыва на военную службу - на время обучения и защиты квалификационной работы.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 9 февраля 2001 года

Дело N 59-В00-3

(извлечение)

Приказом военного комиссара г. Благовещенска от 6 октября 1999 г. М. был призван на военную службу на 24 месяца как лейтенант запаса.

Он обратился в суд с жалобой на действия военного комиссара, просил признать их незаконными и возложить на него обязанность предоставить ему отсрочку от призыва на военную службу на период обучения.

М. сослался на то, что после окончания Дальневосточного государственного аграрного университета, где одновременно проходил на военной кафедре обучение по установленной программе подготовки офицеров запаса, он был рекомендован решением государственной аттестационной комиссии от 21 июня 1999 г. для поступления в очную аспирантуру университета.
О намерении продолжать учебу и о поступлении в очную аспирантуру заявитель поставил в известность военный комиссариат г. Благовещенска, однако в предоставлении отсрочки от призыва на военную службу ему было отказано, чем нарушено его право на получение послевузовского образования.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 20 октября 1999 г. (оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Амурского областного суда) жалоба М. удовлетворена, приказ военного комиссара г. Благовещенска о призыве на военную службу признан незаконным, на военного комиссара возложена обязанность предоставить М. отсрочку от прохождения военной службы на период обучения в аспирантуре Дальневосточного государственного аграрного университета.

Президиум Амурского областного суда от 20 марта 2000 г. состоявшиеся по делу решения отменил и вынес новое решение об отказе в удовлетворении жалобы.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ протест заместителя Председателя Верховного Суда РФ об отмене постановления президиума областного суда и оставлении в силе решения суда первой инстанции и кассационного определения 9 февраля 2001 г. удовлетворила по следующим основаниям.

Президиум, принимая новое решение, пришел к выводу о неправильном применении судом норм материального права, регулирующих порядок призыва граждан на военную службу, и необоснованном признании незаконным и нарушающим право М. на отсрочку приказ военного комиссара г. Благовещенска.

В качестве аргументов президиум привел следующие факты. М. по окончании высшего учебного заведения не зачислялся в запас, в соответствии с заключенным контрактом о военном обучении обязан был пройти военную службу и его призыв с присвоением первого воинского звания осуществлял министр обороны Российской Федерации, приказ которого военный комиссар не вправе приостанавливать, как и не вправе разрешать вопрос о предоставлении отсрочки лицу, призванному
на военную службу.

При этом президиум руководствовался положениями ст. ст. 24, 26 и 28 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ и п. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 г. N 587.

С выводом президиума согласиться нельзя.

Согласно п. 1 ст. 20 данного Закона гражданин, обучающийся по очной форме обучения в государственном, муниципальном или имеющем государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственном образовательном учреждении высшего профессионального образования, годный к военной службе по состоянию здоровья и отвечающий установленным настоящим Федеральным законом требованиям, вправе заключить с Министерством обороны Российской Федерации контракт об обучении по программе подготовки офицеров запаса на военной кафедре при этом образовательном учреждении и о прохождении военной службы по призыву после получения воинского звания офицера.

В указанном контракте предусматривается обязанность гражданина мужского пола пройти военную службу по призыву в порядке, определенном этим Федеральным законом.

Как установлено подп. “б“ п. 2 ст. 24 названного Закона, право на получение отсрочки от призыва на военную службу имеют граждане, в частности, получающие послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в государственных учреждениях высшего профессионального образования, - на время обучения и защиты квалификационной работы.

В силу п. 3 этой же статьи на граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, распространяется отсрочка от призыва на военную службу по основаниям, предусмотренным, в частности, подп. “б“ п. 2 настоящей статьи.

Из материалов дела следует, что М. во время учебы в Дальневосточном государственном аграрном университете проходил военное обучение по программе подготовки офицеров
запаса на военной кафедре университета в соответствии с контрактом, заключенным с Министерством обороны Российской Федерации, а после завершения обучения ему приказом министра обороны Российской Федерации от 17 августа 1999 г. присвоено по запасу воинское звание “лейтенант“.

В п. 1 ст. 28 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“ установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

При призыве на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, эти обязанности возлагаются на военного комиссара.

В соответствии с п. 2 ст. 26 (Организация призыва на военную службу) упомянутого Федерального закона призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, включает:

явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу;

явку в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организует и осуществляет военный комиссар.

Согласно п. 3 этой же статьи на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Как видно из материалов дела, после зачисления М. в запас с присвоением воинского звания офицера непосредственно организацией и призывом его на военную службу занимался военный комиссар г. Благовещенска. Им была направлена повестка М. о явке в 3-е отделение
военного комиссариата к 15 часам 14 сентября 1999 г.

Решение о призыве М. на военную службу принималось временно исполняющим обязанности военного комиссара г. Благовещенска 6 октября 1999 г. путем издания приказа N 151.

Ранее заявитель обращался в городской и областной военный комиссариат по вопросу предоставления ему отсрочки от призыва на военную службу и ставил их в известность о продолжении учебы в аспирантуре.

То обстоятельство, что до издания вышеназванного приказа военному комиссару г. Благовещенска было известно о поступлении М. в аспирантуру, подтвердил в судебном заседании представитель военного комиссара. Он также признал тот факт, что аспирант на время обучения имеет право на отсрочку от призыва на военную службу.

Президиум областного суда в постановлении ссылался на то, что при принятии военным комиссаром г. Благовещенска 8 июня 1999 г. решения представить М. для призыва на военную службу последний не имел оснований для получения отсрочки, а после издания приказа министром обороны Российской Федерации военный комиссар не вправе был разрешить вопрос об отсрочке. Но это не согласуется с положениями статей Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе“, регламентирующих организацию и призыв на военную службу, предусматривающих, на кого возлагаются обязанности по принятию решений о призыве на военную службу и кем решаются вопросы о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу.

При таких данных по делу решение суда об удовлетворении жалобы М. правомерно, а постановление президиума об отказе в удовлетворении жалобы заявителя и отмене решения суда незаконно и оно подлежит отмене.