Решения и определения судов

Решение Верховного Суда РФ от 28.12.2001 N ГКПИ01-1760 Об оставлении без удовлетворения заявления о признании частично недействительными Постановления Правительства РФ от 07.10.1993 N 1012 “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера...“ и Постановления Минтруда РФ от 16.05.1994 N 37 “Об утверждении разъяснения “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера...“.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

от 28 декабря 2001 г. N ГКПИ01-1760

Именем Российской Федерации

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи

Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,

при секретаре Соловьевой В.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании
гражданское дело по заявлению А. о признании не соответствующими действующему законодательству: Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 года N 1012 “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера“ и Постановления Минтруда России от 16 мая 1994 г. N 37 “Об утверждении Разъяснения “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия“ в части лишения работников процентных надбавок к заработной плате при увольнении за виновные действия,

установил:

А. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании не соответствующими действующему законодательству Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 года N 1012 “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера“ и Постановления Минтруда России от 16 мая 1994 года N 37 “Об утверждении Разъяснения “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия“ в части лишения работников процентных надбавок к заработной плате при увольнении за виновные
действия, ссылаясь на то, что они не соответствуют закону о труде, Закону РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ и нарушают его право на получение процентной надбавки в полном объеме с первого дня поступления на новую работу.

Заявитель А. о дне слушания дела извещен, в суд не явился.

Представители заинтересованных лиц Правительства РФ, Минтруда России и Минюста России С., Ш. возражали против удовлетворения заявления и пояснили в суде, что оспариваемые нормативные акты изданы в пределах компетенции Правительства РФ и федерального министерства, соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц Правительства РФ, Минтруда России, Минюста России С., Ш., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовых актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 года N 1012 “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера“ предусмотрено, что трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к месячной заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера, где установлены районный
коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.

Закон РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ устанавливает государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера.

Так, в соответствии со ст. 11 настоящего Закона работникам предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к месячной заработной плате. Получение процентной надбавки к заработной плате зависит от трудового стажа, а для молодежи (лиц в возрасте до 30 лет) процентная надбавка к заработной плате выплачивается в полном размере с первого дня работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, если они проживали в указанных районах и местностях не менее пяти лет.

Статьей 12 Закона РФ “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ Правительству Российской Федерации дано право определять порядок установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате.

Из объяснений представителя Правительства РФ С. в суде следует, что правовая природа компенсаций за работу во вредных условиях труда и за работу в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, различная. В отличие от компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях труда, которая осуществляется посредством увеличения тарифных ставок (окладов) и доплат к ним, сокращения продолжительности
рабочего времени и предоставления дополнительных отпусков, выплата процентных надбавок к заработной плате за работу в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законодателем установлена в зависимости от трудового стажа конкретного работника. Предусмотренная ст. 82 КЗоТ РФ повышенная оплата труда в местностях с тяжелыми климатическими условиями реализуется через установление районных коэффициентов.

В силу п. 1 ст. 251 КЗоТ РФ работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях, выплачивается надбавка к месячному заработку, размер которой возрастает с увеличением стажа непрерывной работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Министерство труда Российской Федерации Постановлением от 16 мая 1994 года N 37 утвердило Разъяснение “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия“.

Согласно пункту 2 Разъяснения трудовой стаж, дающий право на получение процентных надбавок к заработной плате работникам предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия, начиная с 1 июня 1993 года суммируется независимо от сроков перерыва в работе и мотивов прекращения трудовых отношений, за исключением увольнения за виновные действия.

В частности, трудовой стаж не суммируется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по таким основаниям, как прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение
рабочего дня) без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии, в состоянии наркотического или токсического опьянения.

Таким образом, Разъяснение Минтруда России от 16 мая 1994 года воспроизводит положения нормативного правового акта Правительства Российской Федерации и не противоречит действующему законодательству.

Доводы заявителя о том, что прекращение выплаты надбавки в размере 50%: в связи с увольнением по основаниям п. 4 ст. 33 КЗоТ РФ является вторым дисциплинарным взысканием за один проступок, являются несостоятельными. Статья 135 КЗоТ РФ устанавливает виды дисциплинарных взысканий за нарушения трудовой дисциплины, к которым прекращение выплаты надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не относится.

Доводы заявителя А. о том, что процентная надбавка к заработной плате выплачивалась ему не за работу, а за проживание в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не основаны на законе. Согласно ч. 2 ст. 11 Закона “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“ лицам в возрасте до 30 лет, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, процентная надбавка к заработной плате должна выплачиваться в полном размере с первого дня работы.

В основе этой гарантии лежит не компенсация за проживание в условиях Крайнего Севера, как это понимает заявитель, а компенсация за работу в названных районах определенной категории работников.

Учитывая, что оспариваемые нормативные акты соответствуют действующему законодательству, изданы Правительством РФ и Минтрудом России в пределах их полномочий и не нарушают права и охраняемые законом интересы граждан, заявление А. не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь
ст. ст. 191, 192, 197, 239 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

заявление А. о признании не соответствующими действующему законодательству: Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1012 “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентной надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в остальных районах Севера“ и Постановления Минтруда России от 16 мая 1994 года N 37 “Об утверждении Разъяснения “О порядке установления и исчисления трудового стажа для получения процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тува, Республике Хакасия“ в части лишения работников процентных надбавок к заработной плате при увольнении за виновные действия - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения решения судом в окончательной форме.

Председательствующий -

Судья Верховного Суда

Российской Федерации

Н.С.РОМАНЕНКОВ