Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 18.04.2001 N 120п01к По смыслу закона квалификация по п. “е“ ст. 102 УК РСФСР (ст. 15 и п. “е“ ст. 102 УК РСФСР) совершенного виновным убийства определенного лица с целью скрыть другое преступление (либо покушения на такое убийство) исключает возможность квалификации этого же убийства (покушения на убийство), помимо указанного пункта, по какому-либо другому пункту ст. 102 УК РСФСР, предусматривающему иную цель или мотив убийства.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 апреля 2001 г. N 120п01к

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Радченко В.И.,

членов Президиума - Верина В.П., Вячеславова В.К., Жуйкова В.М., Каримова М.А., Кузнецова В.В., Меркушова А.Е., Петухова Н.А., Попова Г.Н., Свиридова Ю.А., Сергеевой Н.Ю., Смакова Р.М.

рассмотрел дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации Смакова Р.М. на приговор Московского городского суда от 6 марта 1998 года, по которому

Б.К., <...>, ранее не судимый, -

осужден к лишению свободы: по ст. 102 п. п. “а“, “е“ УК РСФСР (за преступление, совершенное в несовершеннолетнем возрасте) на 10 лет; по ст. ст. 15, 102 п. п. “а“,
“б“, “е“, “и“ УК РСФСР (за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте) на 8 лет; по ст. 146 ч. 2 п. п. “б“, “в“, “г“ УК РСФСР (за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте) на 6 лет с конфискацией имущества; по ст. 102 п. п. “а“, “е“, “и“ УК РСФСР на 14 лет; по ст. 146 ч. 2 п. п. “б“, “в“, “г“ УК РСФСР на 9 лет с конфискацией имущества; по ст. 162 ч. 2 п. п. “б“, “г“ УК РФ на 7 лет с конфискацией имущества; по ст. ст. 15, 102 п. п. “а“, “б“, “е“, “и“ УК РСФСР на 8 лет.

По совокупности совершенных преступлений в силу ст. 40 УК РСФСР окончательно наказание Б.К. определено путем поглощения менее строгого наказания более строгим в виде 14 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

Срок наказания исчислен с 18 сентября 1995 года.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 года приговор суда изменен:

исключено дополнительное наказание в виде конфискации имущества, назначенное Б.К. по ст. 146 ч. 2 п. п. “б“, “в“, “г“ УК РСФСР (за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте);

смягчено назначенное Б.К. по ст. ст. 15, 102 п. п. “а“, “б“, “е“, “и“ УК РСФСР наказание (за преступления, совершенные в несовершеннолетнем возрасте) до 7 лет и 3 месяцев лишения свободы.

На основании ст. 40 УК РСФСР окончательно наказание Б.К. по совокупности преступлений определено в виде 14 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием в исправительной колонии общего режима.

В протесте поставлен вопрос об
изменении состоявшихся в отношении Б.К. судебных решений; исключении из них осуждения Б.К. по ст. 102 п. “е“ УК РСФСР по эпизодам совершения убийств К.А. и Г.Я. и по ст. ст. 15, 102 п. “е“ УК РСФСР по эпизодам совершения покушений на убийство М., Я., Д.В., П., О., А.А., Ч. и Д.И.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нестерова В.В. и заключение заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., согласившегося с протестом,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

по приговору суда Б.К. признан виновным в совершении в г. Москве в период с 6 октября 1993 по 18 сентября 1995 года следующих преступлений.

Днем 6 октября 1993 года несовершеннолетний Б.К. в лифте подъезда дома <...> с целью хищения денег напал на 11-летнего К.А., потребовал у него деньги, а затем из корыстных побуждений и с целью скрыть преступление, имея умысел на убийство, нанес К.А. колюще-режущим предметом-шилом 5 ударов в грудь и живот, причинив тяжкие телесные повреждения, обусловившие наступление смерти потерпевшего.

8 сентября 1995 года Б.К. с целью хищения чужого имущества совершил нападение на 13-летнего Г.Я. около коммерческой палатки рядом с домом N 2а по 1 Мясниковской улице, потребовав у него деньги. Затем, имея умысел на убийство потерпевшего из корыстных побуждений и с целью скрыть преступление, Б.К. нанес Г.Я. удар ножом в грудь, причинив тяжкое телесное повреждение, повлекшее за собой наступление смерти.

10 декабря 1993 года в подъезде дома <...> Б.К. догнал несовершеннолетнего М., 1980 года рождения, и, угрожая убийством, демонстрируя в качестве оружия острый колюще-режущий предмет, потребовал деньги. Осмотрев карманы М. и не найдя у него денег, Б.К. из
корыстных побуждений и с целью скрыть совершенное нападение нанес потерпевшему в грудь и живот острым предметом три удара, причинив ему тяжкие телесные повреждения, опасные для жизни в момент причинения. Смерть потерпевшего М. не наступила из-за своевременно и квалифицированно оказанной медицинской помощи.

Днем 13 октября 1994 года Б.К. с целью хищения чужого имущества вслед за несовершеннолетним Я., 1980 года рождения, зашел в кабину лифта в подъезде дома <...>, где, угрожая убийством используемым в качестве оружия ножом, потребовал деньги. Узнав, что денег нет, Б.К., покушаясь на умышленное убийство из корыстных побуждений и с целью скрыть преступление, нанес Я. удар ножом в грудь, причинив тяжкие телесные повреждения, опасные для жизни в момент причинения. Смерть потерпевшего не наступила в результате своевременно и квалифицированно оказанной медицинской помощи.

Днем 23 ноября 1994 года Б.К. с целью хищения чужого имущества в подъезде дома <...> напал на несовершеннолетнего Д.В., 1981 года рождения, и, угрожая убийством ножом, потребовал деньги. Получив отказ, Б.К. обыскал карманы подростка, забрал найденные 500 рублей и, покушаясь на умышленное убийство Д.В. из корыстных побуждений и с целью скрыть преступление, нанес ему удар ножом в грудь, причинив тяжкие телесные повреждения, опасные для жизни в момент причинения. Смерть потерпевшего не наступила в результате своевременно и квалифицированно оказанной медицинской помощи.

Днем 6 мая 1995 года Б.К. встретил ранее ему незнакомого П., 1983 года рождения, и с целью хищения чужого имущества напал на него в лифте дома <...>. Угрожая убийством ножом, Б.К. забрал у П. 5000 рублей и, покушаясь на умышленное убийство из корыстных побуждений и с целью скрыть преступление, нанес ему
удар ножом в грудь, причинив тяжкие телесные повреждения, опасные для жизни в момент причинения. Смерть потерпевшего не наступила в результате своевременно и квалифицированно оказанной медицинской помощи.

25 августа 1995 года Б.К. с целью хищения чужого имущества в лифте дома <...> напал на несовершеннолетнего О., 1981 года рождения, и, угрожая убийством колюще-режущим предметом, потребовал деньги, обыскал карманы потерпевшего. Не найдя денег, Б.К., покушаясь на умышленное убийство О. из корыстных побуждений и с целью скрыть преступление, зажав потерпевшему рот рукой и повернув его лицом к стене лифта, нанес четыре удара колюще-режущим предметом, причинив тяжкие телесные повреждения, опасные для жизни в момент причинения. Смерть потерпевшего не наступила из-за своевременно и квалифицированно оказанной медицинской помощи.

Днем 31 августа 1995 года Б.К. с целью хищения чужого имущества в лифте дома <...> напал на несовершеннолетнего А.А., 1981 года рождения, и, угрожая убийством шилом, отобрал у потерпевшего деньги в сумме 10.000 рублей. Покушаясь на умышленное убийство А.А. из корыстных побуждений и с целью скрыть преступление, Б.К. нанес ему шилом два удара в область груди, причинив тяжкие телесные повреждения, опасные для жизни в момент причинения. Смерть потерпевшего не наступила в результате своевременно и квалифицированно оказанной медицинской помощи.

31 августа 1995 года, примерно в 15 часов 30 минут, Б.К. с целью хищения чужого имущества в кабине лифта дома <...>, угрожая убийством Ч., 1981 года рождения, потребовал у него деньги. После того как Б.К. получил ответ, что денег нет, он, покушаясь на умышленное убийство из корыстных побуждений и с целью скрыть совершенное преступление, нанес потерпевшему колюще-режущим оружием - шилом удар в грудь, причинив
Ч. легкое телесное повреждение. Умысел на убийство не был доведен до конца по независящим от воли Б.К. обстоятельствам: потерпевшему своевременно была оказана квалифицированная медицинская помощь.

15 сентября 1995 года, примерно в 16 часов, Б.К. с целью хищения чужого имущества в лифте дома <...> напал на несовершеннолетнего Д.И., 1983 года рождения, и, угрожая убийством колюще-режущим предметом - шилом, потребовал деньги, связал потерпевшему руки шнуром. Обыскав карманы и не найдя денег, покушаясь на умышленное убийство Д.И. из корыстных побуждений и с целью скрыть преступление, Б.К. нанес потерпевшему колюще-режущим оружием - шилом три удара в грудь, причинив легкие телесные повреждения. Умысел на убийство не был доведен до конца по независящим от воли Б.К. обстоятельствам, - ввиду оказания своевременной медицинской помощи.

Кроме того, Б.К. был совершен ряд нападений на подростков, в ходе которых он, покушаясь на умышленное убийство из хулиганских побуждений, наносил потерпевшим ножом и шилом опасные проникающие ранения в жизненно важные органы.

При этих обстоятельствах Б.К. были совершены следующие нападения: 7 июля 1994 года недалеко от дома N 41 по 15-й Парковой улице на А.А., 1980 года рождения; 20 октября 1994 года в подъезде дома <...> на Б.А., 1982 года рождения; 23 мая 1995 года в подъезде дома <...> на К.А., 1980 года рождения; 26 мая 1995 года в подъезде дома <...> на Ш., 1982 года рождения; 14 июня 1995 года в подъезде дома <...> на К.А., 1981 года рождения; 11 сентября 1995 года в подъезде дома <...> на Б.Е., 1982 года рождения; 13 сентября 1995 года в подъезде дома <...> на Г.А., 1982 года рождения;
18 сентября 1995 года в подъезде дома <...> на Р.А., 1982 года рождения.

Кроме того, Б.К. были совершены разбойные нападения, соединенные с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевших и угрозой причинением такого насилия, с применением предметов - ножа и шила, используемых в качестве оружия, а именно:

18 сентября 1995 года в подъезде дома <...> на Л., 1982 года рождения;

18 сентября 1995 года в подъезде дома <...> на Р.И., 1982 года рождения.

Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы протеста, Президиум находит его обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Виновность Б.К. в совершении описанных выше преступлений подтверждена доказательствами, которые добыты и проверены в судебном заседании и приведены в приговоре.

Действия Б.К. по эпизоду, связанному с разбойным нападением на К.А. и его убийством, суд квалифицировал ст. ст. 146 ч. 2 п. п. “б“, “в“, 102 п. п. “а“, “е“ УК РСФСР, как разбойное нападение с целью хищения чужого имущества, соединенное с насилием опасным для жизни, с применением предмета - шила, используемого в качестве оружия, а также как умышленное убийство, совершенное из корыстных побуждений, с целью скрыть другое преступление (лист 19 приговора).

Действия Б.К. по эпизоду, связанному с разбойным нападением на Г.Я. и его убийством, суд квалифицировал ст. ст. 146 ч. 2 п. п. “б“, “в“, “г“, 102 п. п. “а“, “е“, “и“ УК РСФСР как разбойное нападение с целью хищения чужого имущества, соединенное с насилием, опасным для жизни, с применением предмета - ножа, используемого в качестве оружия, лицом, ранее совершившим разбой, а также как умышленное убийство, совершенное из корыстных побуждений, с целью скрыть другое преступление, лицом, ранее совершившим умышленное
убийство (лист 24 приговора).

Суд, признав доказанным обвинение Б.К. в совершении преступлений при изложенных выше обстоятельствах, квалифицировал его действия:

- по эпизодам совершения разбойных нападений на М., Я., Д.В., П., О. и А.А. - по ст. 146 ч. 2 п. п. “б“, “в“, “г“ УК РСФСР как нападения с целью хищения чужого имущества, соединенные с насилием, опасным для жизни и здоровья потерпевших, и угрозой применением такого насилия, с применением различных предметов, используемых в качестве оружия, с причинением тяжких телесных повреждений (лист 40 приговора);

- по эпизодам совершения разбойных нападений на Ч. и Д.И., Л. и Р.И. - по ст. 162 ч. 2 п. п. “б“, “г“ УК РФ как нападение с целью хищения чужого имущества неоднократно, с применением предметов, используемых в качестве оружия (листы 40 и 58 приговора).

Кроме того, действия Б.К., по эпизодам связанным с нападением на М., Я., Д.В., П., О., А.А., Ч. и Д.И., суд квалифицировал по ст. ст. 15, 102 п. п. “а“, “е“ УК РСФСР как покушения на лишение жизни потерпевших (их убийство), совершенные с прямым умыслом, из корыстных побуждений, с целью скрыть другое преступление (лист 40 приговора).

Действия Б.К. по эпизодам, связанным с покушениями на умышленное убийство А.А., Б.А., К.А., Ш., К.А., Б.Е., Г.А. и Р.А., суд квалифицировал по ст. ст. 15, 102 п. п. “б“, “и“ УК РСФСР как покушение на умышленное убийство из хулиганских побуждений, лицом, ранее совершившим убийство.

По смыслу закона квалификация по ст. 102 п. “е“ УК РСФСР (ст. ст. 15 и 102 п. “е“ УК РСФСР) совершенного виновным убийства определенного лица с целью скрыть другое
преступление (либо покушения на такое убийство) исключает возможность квалификации этого же убийства (покушения на убийство), помимо указанного пункта, по какому-либо другому пункту ст. 102 УК РСФСР, предусматривающему иную цель или мотив убийства.

Поскольку установлено, что убийства К.А. и Г.Я., покушения на умышленное убийство М., Я., Д.В., П., О., А.А., Ч. и Д.И. совершались Б.К. при разбойных нападениях, т.е. из корыстных побуждений, они не могут одновременно с п. “а“ ст. 102 УК РСФСР (ст. ст. 15 и 102 п. “а“ УК РСФСР) квалифицироваться и по п. “е“ ст. 102 УК РСФСР, (ст. ст. 15 и 102 п. “е“ УК РСФСР), в связи с чем из судебных решений подлежит исключению осуждение Б.К. по указанным эпизодам по ст. 102 п. “е“ УК РСФСР (ст. ст. 15 и 102 п. “е“ УК РСФСР).

Президиум отмечает, что вносимые в судебные постановления изменения не являются основанием для смягчения назначенного судом Б.К. с соблюдением правил ст. 37 УК РСФСР, ст. ст. 61, 62 и 63 УК РФ наказания, которое является справедливым, учитывает характер и степень общественной опасности совершенных преступлений, личность виновного, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание.

На основании изложенного, руководствуясь п. 5 ст. 378 УПК РСФСР,

Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор Московского городского суда от 6 марта 1998 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 1998 года в отношении Б.К. изменить, исключив из них:

- осуждение Б.К. по ст. 102 п. “е“ УК РСФСР по эпизодам совершения убийств К.А. и Г.Я.;

- осуждение Б.К. по ст. ст. 15 и 102 п. “е“ УК
РСФСР по эпизодам совершения покушений на убийство М., Я., Д.В., П., О., А.А., Ч. и Д.И.

В остальной части состоявшиеся в отношении Б.К. судебные решения оставить без изменений.