Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.12.2003 N А49-2605/03-120А/22 Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют и вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 декабря 2003 года Дело N А 49-2605/03-120А/22“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Пензмаш“ обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным действия Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району г. Пензы об отказе в возврате и зачете излишне уплаченных налогов: зачете налога на пользователей автодорог за 1999 г. в сумме 2850812 руб.; возврате 3292541 руб. данного налога за 2000 г.; возврате налога с владельцев транспортных средств за 2000 г. в сумме 87981 руб., за 2001 г. - в
сумме 80961 руб.; возврате земельного налога за 2001 г. в сумме 123110 руб., за 2002 г. - в сумме 225940 руб.

Заявитель также просил суд обязать ответчика произвести зачет налога на пользователей автодорог за 1999 г. в сумме 2912 руб. 47 коп. - в счет погашения задолженности в областной бюджет, в сумме 2847899 руб. 53 коп. - в счет предстоящих платежей по транспортному налогу, возвратить излишне уплаченные налоги с владельцев транспортных средств и земельный налог.

Решением арбитражного суда от 03.09.2003 отказ Налоговой инспекции, выраженный в решении N ОД-03-05/03-4236 от 02.06.2003, в зачете 2850812 руб. налога на пользователей автодорог за 1999 г., его возврате за 2000 г. в сумме 3283439 руб. 46 коп., возврате налога с владельцев транспортных средств в сумме 87981 руб. - за 2000 г. и в сумме 80961 руб. - за 2001 г., возврате земельного налога в сумме 79079 руб. - за 2002 г. признан незаконным. Суд также обязал ответчика произвести возврат и зачет указанных сумм налога.

Постановлением апелляционной инстанции от 13.10.2003 по требованию о незаконности действий ответчика по отказу в возврате 3283439 руб. 46 коп. налога на пользователей автодорог за 2000 г. и обязании возвратить указанную сумму налога производство по делу прекращено, так как Общество от заявленных требований в этой части отказалось.

В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району г. Пензы просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, приходит к следующему выводу.

Как следует из материалов дела, 12.05.2003 ОАО “Пензмаш“ представило
в налоговый орган уточненные налоговые декларации, из которых следовало, что в период с 1999 г. по 2002 г. Обществом были излишне уплачены налоги на пользователей автодорог, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог. При этом Общество просило о зачете и возврате указанных выше сумм налога. Письмом от 02.03.2003 N ОД-03-05/03-4236 ответчик в удовлетворении заявления отказал.

По мнению заявителя, увеличение ставок налога на пользователей автодорог и налога на пользователей автодорог произведено Законодательным собранием Пензенской области в нарушение п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации.

С данной позицией согласились и суды исходя из того, что Закон Пензенской области N 129-ЗПО “О бюджете территориального фонда Пензенской области на 1999 г.“, которым ставки налога установлены в размере 3,75%, принят 11.01.99, официально опубликован 10.02.99. При этом судами не принято во внимание, что Федеральным законом N 51-ФЗ от 30.09.99 действие п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации было приостановлено до 01.01.2000. Следовательно, к правоотношениям, имевшим место в 1999 г., положения указанной нормы не применимы.

Вероятно, имелся в виду Федеральный закон N 51-ФЗ от 30.03.1999.

Ссылка Общества на определение Конституционно Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О “По жалобе гражданина Ф.И.О. на нарушение его конституционных прав положениями ст. ст. 2, 3 и 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ и ст. 1 Закона Псковской области “О ставках налога с владельцев транспортных средств на 2001 г.“ к данным правоотношениям также не применима.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.04.2002 N 104-О признал, что положение п. 5 ст. 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской
Федерации“ о возможности установления Законами субъектов Российской Федерации ставок налога с владельцев транспортных средств, превышающих установленные Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“, утрачивает силу и не подлежит применению как аналогичное положениям, признанным неконституционными в сохраняющих свою силу Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.97 и от 30.01.2001.

В соответствии со ст. 71 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение в форме Постановления, определения.

Согласно ст. 79 названного Закона решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения: акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.

В определении от 04.12.2000 Конституционный Суд Российской Федерации разъяснил, что в случае, если в решении Конституционного Суда Российской Федерации не определен порядок вступления его в законную силу или порядок, сроки и особенности исполнения, то действует общий порядок, предусмотренный Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации“.

Юридическим последствием решения Конституционного Суда Российской Федерации о признании неконституционным акта или его отдельных положений является утрата ими силы на будущее время. Это означает, что с момента вступления в силу решения Конституционного Суда Российской Федерации такие акты не могут применяться и реализовываться каким-либо иным способом. Обратной силой Постановление Конституционного Суда Российской Федерации обладает в отношении дел, по которым в Конституционный Суд Российской Федерации обратились граждане или их объединения, а также в отношении неисполненных решений, вынесенных до принятия этого Постановления.

Таким образом, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 10.04.2002 N 104-О не имеет обратной силы и не распространяется на правоотношения, возникшие до его провозглашения.

В то же
время судебная коллегия считает правильным выводы судов, относящихся к налогу с владельцев автотранспортных средств.

Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ налог с владельцев транспортных средств ежегодно уплачивают предприятия, объединения, учреждения и организации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в следующих размерах (с каждой лошадиной силы).

Увеличение (уменьшение) ставки налога относительно ставок, указанных в настоящей статье, или полное освобождение отдельных категорий физических лиц и организаций от уплаты налога осуществляется Законами субъектов Российской Федерации.

Налоговым периодом по данному налогу является год. Увеличение ставок налога на 2000 г. и 2001 г. было произведено Законами Пензенской области от 20.12.99 “О бюджете территориального дорожного фонда Пензенской области на 2000 г. от 29.12.2000“, “О бюджете территориального дорожного фонда Пензенской области на 2001 г.“ Данные Законы официально опубликованы 05.01.2000 и 10.01.2001.

Согласно п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Следовательно, указанные Законы в части увеличения ставок налога на владельцев транспортных средств на 2000 г. и 2001 г. приняты с нарушением п. 1 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации и не подлежат применению. Налогоплательщик, соответственно, в указанный период должен был уплачивать данный налог по ставке, установленной Федеральным законом.

С учетом
изложенного вывод судов об излишней уплате налогоплательщиком налога с владельцев транспортных средств является правомерным.

Соответствующими требованиям Закона являются также выводы судов, относящиеся к земельному налогу.

Решением Пензенской Думы от 26.02.99 N 310/28 “О налоге за землю в г. Пенза“ установлены номера градостроительных оценочных зон, их граница, коэффициенты оценочной зоны и ставки налога, установленные Законом Российской Федерации “О налоге за землю“, средние ставки налога применяются с учетом коэффициента, установленного Федеральным законом Российской Федерации.

Вероятно, имелся в виду Закон Российской Федерации “О плате за землю“.

Статьей 18 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2000 г.“ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 г., применяются в 2000 г. для всех категорий земель с коэффициентом 1.2.

Статьей 12 Федерального закона Российской Федерации “О федеральном бюджете на 2001 г.“ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2000 г., применяются в 2001 г. для всех категорий земель.

Статьей 1 Федерального закона Российской Федерации “Об индексации ставок земельного налога“ установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 2001 г., применяются в 2002 г. для всех категорий земель с коэффициентом 2.

В соответствии с п. 1 ст. 53 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка представляет собой величину налогообложения на единицу измерения налоговой базы.

Арбитражный суд обоснованно указал, что вышеуказанные коэффициенты не являются ставками налога, применяются к установленной ставке налога на определенный год, и коэффициент, установленный в 1999 г. не может быть применен при исчислении налога за 2000 г. и, соответственно, коэффициент, установленный в 2001 г., не применяется для исчисления суммы за 2002 г.

В данном случае судом установлено
и подтверждено материалами дела, что земельный налог рассчитан за 2000 г. по ставке, действовавшей в 1999 г., с коэффициентом 2 и 1,2; за 2001 г. - по ставке, действовавшей в 2000 г., с коэффициентом 2 и 1,2; за 2002 г. - по ставке, действовавшей в 2001 г., с коэффициентом 2, 1,2 и 2.

Ни одним правовым актом не предусмотрена обязанность налогоплательщиков последовательно присоединять каждый из ежегодно вводимых нормами Законов о федеральном бюджете коэффициентов к ставкам земельного налога, устанавливаемые органами власти субъектов Российской Федерации.

При таких обстоятельствах правомерен вывод судов о наличии переплаты по земельному налогу за 2000 - 2002 гг. и необходимости возврата излишне уплаченных сумм.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 3 сентября 2003 г. и Постановление апелляционной инстанции от 13 октября 2003 г. Арбитражного суда Пензенской области по делу N А 49-2605/03-120А/2 в части признания незаконным отказа Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Первомайскому району г. Пензы в зачете налога на пользователей автодорог в сумме 2850812 руб. и обязании ответчика зачесть указанную сумму отменить. В удовлетворении заявления ОАО “Пензмаш“ в этой части отказать.

В остальной части решение и Постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.