Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2003 N А65-10924/02-СА2-34 Дело по заявлению о признании незаконным решения налогового органа в части проведения зачета акциза на нефть передано на новое рассмотрение ввиду несоответствия выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 11 марта 2003 года Дело N А 65-10924/02-СА2-34“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Татнефтеотдача“ обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупнейшими налогоплательщиками N 22 по Республике Татарстан от 05.07.2002 N 02-01-02/2488, которым заявителю было отказано в проведении зачета излишне уплаченной суммы акциза на нефть.

В суде первой инстанции заявителем требование изменено на признание незаконным решения налогового органа в части проведения зачета акциза на нефть в сумме 3414399 руб. 26
коп., выраженное в письме N 02-01-02/2488 от 05.07.2002.

Решением Арбитражного суда от 09.10.2002 заявление удовлетворено.

Постановлением апелляционной инстанции от 04.01.2003 изменена лишь формулировка резолютивной части решения, а по существу решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по работе с крупнейшими налогоплательщиками N 22 по Республике Татарстан просит судебные акты отменить, в иске отказать, указывая, что в соответствии с Законом Республики Татарстан о бюджете и Соглашением между правительствами Российской Федерации и Республики Татарстан зачисление акциза на нефть производится в полном объеме в бюджет Республики Татарстан.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, судебная коллегия считает состоявшиеся по делу судебные акты подлежащими отмене ввиду несоответствия выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам.

Как следует из материалов дела, ОАО “Татнефтеотдача“, являясь плательщиком акцизов на нефть в 2000 г. и феврале 2001 г., производил уплату акциза в бюджет Республики Татарстан от всего объема добытой и реализованной нефти в сумме 21260608 руб. 69 коп. Кроме того, с объема экспортированной нефти им произведена уплата акциза в бюджет Российской Федерации в сумме 3414399 руб. 26 коп.

24.06.2002 Обществом направлено в Налоговую инспекцию заявление о зачете уплаченного в бюджет Российской Федерации акциза на нефть в сумме 3414399 руб. 26 коп. в счет предстоящих платежей по налогу на добычу полезных ископаемых в части, зачисляемый в бюджет Республики Татарстан, в чем письмом налогового органа от 05.07.2002 было отказано.

Признавая данное решение недействительным, суды исходили из того, что истец имеет право на зачет сумм акциза из бюджета Республики Татарстан в соответствии с Законом “О федеральном бюджете
на 2000 год“.

При этом судами не принято во внимание, что данный Федеральный закон регулирует бюджетные отношения, а не налоговые. По отношению к данному спору положения данного Закона являются общими и при их расхождении со специальными Законами того же уровня применяются последние.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.12.99 (ред. 10.02.99) сумма акциза, начисленная и уплаченная налогоплательщиками в бюджет по подакцизным товарам, в дальнейшем вывезенным за пределы территории Российской Федерации (за исключением подакцизных товаров, вывезенных в государства - участники Содружества Независимых Государств, подакцизных видов минерального сырья, а также подакцизных товаров, вывезенных в порядке товарообмена), после документального подтверждения в течение 90 дней с момента отгрузки факта вывоза таких товаров налоговому органу засчитывается этим налогоплательщиком в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов в десятидневный срок.

В соответствии со ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные суммы налогов подлежат зачету в счет предстоящих платежей в тот бюджет, в который поступила предоплата.

При вынесении судебных актов данные положения Закона и Кодекса не были учтены и не было принято во внимание, что истец просил зачесть сумму акциза, уплаченного в бюджет Российской Федерации, а не Республики Татарстан.

При таких обстоятельствах дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.10.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 04.01.2003 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А 65-10924/02-СА2-34 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.