Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 21.01.2003 N А57-6681/02-16 Налог на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд исчисляется и уплачивается до 15 числа за прошедший месяц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 января 2003 года Дело N А 57-6681/02-16“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Вольский завод асбестоцементных изделий“ обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Саратовской области на ее неправомерные действия, выразившиеся в отказе исключить из общей суммы задолженности по налогам доначисленную сумму налога на пользователей автомобильных дорог в сумме 3596838 руб., а также пени по нему и налоговые санкции в сумме 582669 руб., обязании ее зачесть сумму, уплаченную в счет погашения недоимки
по налогу на добавленную стоимость, и обязании, кроме того, снизить пени и налоговые санкции на сумму, пропорциональную 8496710,15 руб.

Решением суда от 18.07.2002 в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 08.10.2002 решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит отменить состоявшиеся судебные акты и принять новое решение об удовлетворении его исковых требований, мотивируя это нарушением и неправильным применением судом норм материального права.

По мнению заявителя, ст. 5 Федерального закона “О дорожных фондах в РФ“ не содержит всех элементов налогообложения, в связи с чем не может применяться, следовательно, налог на пользователей автомобильных дорог не может взиматься с момента ввода в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, то есть с 01.01.99, поскольку в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ Федеральные законы действуют в части, не противоречащей части первой данного Кодекса, согласно которой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя истца, судебная коллегия считает, что не имеется правовых оснований для ее удовлетворения.

Как видно из материалов дела, истец обратился в налоговый орган с заявлением от 03.04.2002 N 265 исключить из требований налогового органа сумму задолженности, пени и штрафа, а также зачесть в счет предстоящих налоговых платежей уплаченную им в период с 03.03.99 по 29.08.2000 в федеральный и территориальный дорожные фонды сумму налога на пользователей автомобильных дорог 8496710,15 руб., в чем ему письмом ответчика от 23.04.2002 N 0222/1539 было отказано.

Отказывая в иске, арбитражный суд, указал, что Постановлением Верховного Совета
Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1 утвержден порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, согласно которому налог на пользователей автомобильных дорог в федеральный дорожный фонд исчисляется и уплачивается ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Коллегия выводы арбитражного суда об отказе в иске находит правильными.

Согласно заявлению истца в налоговый орган им оспариваются законность установленного налога на пользователей автомобильных дорог как в федеральный, так и территориальный дорожные фонды.

Статьей 2 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ с изменениями, внесенными в данный Закон Федеральным законом от 26.05.97 N 82-ФЗ, предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется Федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - Законами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение Постановления Верховного Совета РСФСР от 18.10.91 “О введении в действие Закона РСФСР“ был разработан Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее - Порядок), который был утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 N 2235-1.

Пунктом 10 данного Порядка установлен конкретный срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог - ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Решением Саратовской области Совета народных депутатов от 22.11.92 N 13 утвержден Порядок образования и использования территориального дорожного фонда Саратовской области, а согласно его пунктам 3.3 и 3.4 указанный налог уплачивается за каждый истекший месяц до 16 числа последующего за отчетным месяцем.

Впоследствии Федеральным законом от 26.05.97 N 82-ФЗ “О внесении изменении и дополнений в Закон Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ ст. 2 данного Закона была изложена в редакции, в соответствии с которой порядок
образования и использования средств федерального дорожного фонда должен определятся Федеральным законом, с территориальных дорожных фондов - Законами субъектов Российской Федерации.

К моменту рассмотрения спора не приняты ни Федеральный закон, ни Закон Саратовской области.

Однако вышеуказанное решение Саратовской области в оспариваемый период действовало, поскольку оно не признано утратившим силу в установленном законодательством порядке, в связи с чем действия налогового органа являются правомерными, следовательно, доводы истца в этой части несостоятельны.

При таких обстоятельствах коллегия состоявшиеся судебные акты находит законными и обоснованными.

Доводы заявителя коллегия находит ошибочными, поскольку Закон Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ принят 18.10.91, т.е. до вступления в силу Конституции Российской Федерации и ч. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, и отвечает тем требованиям к актам законодательства о налогах и сборах, которые были закреплены Законом Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. До вступления в силу Конституции Российской Федерации такие акты принимались в иной законодательной процедуре, предполагавшей, что законодательным органом - Верховным Советом Российской Федерации - помимо Закона принимаются Постановления о порядке введения Закона в действие, о толковании отдельных его норм, об утверждении разного рода актов, вытекающих из Закона и развивающих его положения.

Требования же об установлении в законодательном порядке всех существенных элементов налогообложения, сформулированные впервые в ст. 17 Налогового кодекса Российской Федерации, как отмечено в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2001, обязательны для тех налогов, которые устанавливаются и вводятся после 01.01.99.

Согласно ч. 2 ст. 7 Налогового кодекса Российской Федерации изданные до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации
по вопросам, которые согласно части первой Кодекса могут регулироваться только Федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих Федеральных законов, а соответствующие Федеральные законы не приняты.

Вероятно, имелась в виду часть 2 статьи 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ N 147-ФЗ от 31.07.1998.

Следовательно, в соответствии с Законом Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ и решением Саратовского областного Совета народных депутатов от 22.11.92 N 13 истец является плательщиком указанного налога и налог на пользователей автомобильных дорог за указанный ответчиком период подлежит уплате.

Требования истца о снижении размера пени и штрафных санкций на сумму, пропорциональную 8496710,15 руб., заявлены необоснованно.

Пени и штраф в сумме 582669 руб. соответствуют принципу соразмерности и справедливости ответственности.

С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 274, 286, 287 (п. 1), ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.07.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 08.10.2002 Арбитражного суда Саратовской области по делу N А 57-6681/02-16 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.