Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 14.01.2003 N А57-2603/02-3 Дело по иску о взыскании затрат, понесенных в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей, работникам государственной противопожарной службы, передано на новое рассмотрение, т.к. содержащиеся в обжалуемых решении и Постановлении выводы суда не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 января 2003 года Дело N А 57-2603/02-3“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации

на решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.05.2002

и Постановление апелляционной инстанции от 30.09.2002 того же суда по делу N А 57-2603/02-3

по иску Открытого акционерного общества “Облкоммунэнерго“ Филиал Петровские городские электрические сети к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, Государственному учреждению “Главное управление внутренних дел Саратовской области“, Министерству финансов Саратовской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании 199248
руб. 15 коп.,

УСТАНОВИЛ:

ОАО “Облкоммунэнерго“ в лице Филиала Петровские городские электрические сети обратилось с иском к Министерству финансов Правительства Саратовской области, Главному управлению внутренних дел Саратовской области, Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании 199248 руб. 15 коп. затрат, понесенных в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в размере 50% сотрудникам милиции и проживающим с ними членами их семей, работникам государственной противопожарной службы и членам их семей в соответствии с Федеральными законами “О милиции“ за период с 01.01.99 по 31.12.2001.

Решением суда Саратовской области от 20.05.2002 иск в заявленном размере удовлетворен за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Решение мотивировано тем, что согласно ст. 30 Закона Российской Федерации “О милиции“, сотрудникам милиции предоставляется 50-процентная скидка по оплате коммунальных услуг.

Данная скидка подлежит компенсации из средств бюджетов, за счет которых финансируются подразделения милиции. По заявленным требованиям имеет место федеральное финансирование.

Постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2002 решение суда оставлено без изменения со ссылкой на то, что ст. 30 Закона Российской Федерации “О милиции“ не содержит конкретного указания, из бюджета какого уровня должно осуществляться целевое финансирование этой льготы, а целевым назначением до 2002 года передача из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации финансовых средств на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг названным Законом не предусматривалась и не осуществлялась.

В кассационной жалобе Министерство финансов Российской Федерации ставит вопрос об изменении принятых по делу судебных актов и взыскании 199248 руб. 15 коп. затрат с Министерства внутренних дел Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в
соответствии с п. 10 ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями государственных органов, несет ответственность главный распорядитель средств федерального бюджета.

Законность решения от 20.05.2002 и Постановления апелляционной инстанции от 30.09.2002 проверены в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационной инстанцией, которая приходит к выводу об их отмене, а дело подлежит направлению на новое рассмотрение ввиду неполного и всестороннего исследования всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.

Предметом заявленного спора является требование о возмещении затрат, связанных с реализацией Федерального закона “О милиции“ в части финансирования расходов, возникших в связи с предоставлением сотрудникам милиции, работникам государственной противопожарной службы и членам их семей 50-процентной скидки по платежам за потребленную электрическую энергию в период с 01.01.99 по 01.12.2001.

Принимая решение об удовлетворении иска за счет казны Российской Федерации суды обеих инстанций исходили из факта, что по заявленным требованиям имеет место федеральное финансирование.

Однако данный вывод суда является ошибочным, сделанный без исследования и учета положений норм Федерального закона “О милиции“.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона “О милиции“ сотрудникам милиции и проживающим с ними членам их семей предоставляется 50-процентная скидка в оплате коммунальных услуг, в том числе за потребленную электроэнергию.

Согласно ст. 35 вышеупомянутого Закона финансирование милиции осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, и из других средств.

Статья 7 Закона подразделяет милицию в Российской Федерации на криминальную милицию и милицию общественной безопасности. Криминальная милиция финансируется за счет средств федерального бюджета (ст. 8 Закона). За счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов содержатся подразделения
милиции общественной безопасности (ст. 9 Закона).

Указанное подтверждается также разделом 2 Положения о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, согласно которому подразделения по борьбе с экономическими преступлениями в состав милиции общественной безопасности не входят (Приложение N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 12.02.93 N 209).

Между тем заявленная истцом на взыскание сумма компенсации предоставленной льготы по оплате 50-процентной стоимости электроэнергии согласно ст. 30 Федерального закона “О милиции“ не содержит отграничений по размеру льгот работникам криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Поэтому при новом рассмотрении дела суду необходимо обязать истца при необходимости по его запросу судом (ст. 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) представить соответствующие списки и уточнить предмет иска по каждой сумме льгот исходя из установленных Законом Российской Федерации “О милиции“ источников финансирования криминальной милиции и милиции общественной безопасности.

Кроме того, в материалах дела не имеются и судом не запрашивались документы, подтверждающие отсутствие либо недостаточное финансирование в период 1999 - 2001 гг. криминальной милиции и милиции общественной безопасности, в частности, имело ли место выделение средств на компенсацию льгот за счет средств федерального бюджета и бюджета Саратовской области, муниципального образования.

Таким образом, у арбитражного суда отсутствовали достаточные основания для удовлетворения иска и возмещения вреда за счет средств федерального бюджета.

Действующее гражданское законодательство (ст. ст. 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации) определяет, что вред подлежит возмещению за счет казны соответствующего субъекта.

Согласно п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации под казной Российской Федерации и под казной субъектов Российской Федерации понимаются средства соответствующего бюджета и иное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Поэтому, вновь рассматривая
дело, суду следует учесть указанные обстоятельства и на основании полученных документов разрешить спор по существу.

Поскольку содержащиеся в обжалуемых решении, Постановлении выводы не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, решение от 20.05.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 30.09.2002 подлежит отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Саратовской области от 20.05.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 30.09.2002 того же суда по делу N А 57-2603/02-3 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.