Решения и постановления судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 04.01.2003 N А55-17487/01-20(14) Дело по иску о понуждении к заключению договора купли-продажи нежилого помещения передано на новое рассмотрение в связи с необходимостью суду утвердить реальную стоимость спорных помещений с учетом требований действующего законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 января 2003 года Дело N А55-17487/01-20(14)“

(извлечение)

Общество с ограниченной ответственностью “Лига-21“, г. Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Комитету по управлению имуществом г. Самары о понуждении к заключению договора купли-продажи нежилого помещения площадью 694, 2 кв. м, расположенного по адресу: 443117, г. Самара, ул. Аэродромная, д. 107, в редакции истца, по цене продаваемого объекта - 298458 руб. 72 коп.

В обоснование иска указывается, что истец имеет право на приобретение в собственность арендуемого им нежилого помещения, однако срок акцепта предложенного ООО “Лига-21“ проекта договора купли-продажи истек и ответ на него не получен.

Решением суда первой инстанции от 13.12.2001 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Решение мотивировано тем, что ООО “Лига-21“ учреждено частью участников ООО “Кафе Бирюсинка“, которое, в свою очередь, является правопреемником АООТ “Кафе Бирюсинка“, созданного в 1992 г. в процессе приватизации работниками предприятия, выкупившими 100% пакета обыкновенных акций по соглашению с Фондом имущества Самарской области. Таким образом, истец как общество, созданное на основе аренды муниципального имущества и выкупившее его, имеет право на приобретение в собственность занимаемого им и сданного ему в аренду по договору N 09055 от 27.05.98 помещения по цене, устанавливаемой Госкомимуществом России.



Постановлением апелляционной инстанции от 05.02.2002 решение от 13.12.2001 оставлено без изменения.

Постановлением кассационной инстанции от 09.04.2002 вышеуказанные судебные акты отменены и дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Самарской области ввиду неправомерности вывода суда о соответствии требования истца Программе приватизации муниципальных предприятий г. Самары, так как указанная Программа принята в 1994 г. во исполнение нормативных актов, действовавших до принятия Федерального закона от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“, который не содержит ограничений для органов местного самоуправления в установлении порядка определения цены выкупаемого муниципального имущества.

Решением суда первой инстанции от 04.07.2002 иск удовлетворен и Комитет по управлению имуществом г. Самары в месячный срок обязан заключить с ООО “Лига-21“, г. Самара, договор купли-продажи нежилого помещения площадью 694, 2 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная, д. 107, по цене 298458 руб. 72 коп. В случае уклонения Комитета от заключения договора в указанный срок последний считать заключенным на условиях проекта договора, представленного ООО “Лига-21“.

Решение мотивировано тем, что порядок и условия приватизации объектов нежилого фонда в г. Самаре установлены Программой приватизации муниципальных предприятий в г. Самаре, утвержденной Постановлением от 03.03.94 N 347 Главы администрации г. Самары и не отмененной в период подачи заявки на выкуп спорного нежилого помещения, поэтому следует применить положения указанной Программы при определении выкупной цены помещения.

Постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2002 решение от 04.07.2002 оставлено без изменения.

Не согласившись с вынесенными вышеуказанными судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, в которой просит их отменить и в удовлетворении исковых требований отказать.

Отмечается, что цена, предложенная арендатором и рассчитанная на основании местной Программы приватизации от 29.11.94, не соответствует Федеральному закону о приватизации от 21.07.97, согласно которому законодательство Российской Федерации о приватизации состоит из настоящего ФЗ, и других Федеральных законов, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Кроме того, в договоре аренды, заключенном между Комитетом и ООО “Лига-21“, не предусмотрено право на выкуп арендуемого помещения. А поскольку обязанность заключения договора купли-продажи между Комитетом и истцом никакими действующими и принятыми в соответствии с ФЗ “О приватизации государственного и муниципального имущества“ нормативными актами не предусмотрена, и учитывая положения ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации о свободе заключения договора, суд был не вправе принимать оспариваемое решение.

В отзыве на кассационную жалобу истец возражает против доводов, изложенных в ней, и указывает на то, что в соответствии со ст. 26 Федерального закона “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ“ от 21.07.97 N 123-ФЗ порядок и условия определения стоимости имущества, выкупаемого арендаторами, определяются местными программами приватизации.

Проверив законность обжалуемых судебных актов, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа считает их подлежащими отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Местная программа приватизации муниципальных предприятий в г. Саратове, утвержденная Постановлением от 03.03.94 N 347 Главы администрации г. Саратова, которой руководствовался суд, не соответствует Федеральному закону от 21.07.97 N 123-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ на момент подачи заявки на приватизацию спорного помещения. Кроме того, указанная местная Программа приватизации, согласно ст. 66 Закона Российской Федерации “О местном самоуправлении в Российской Федерации“, должна определяться городским Советом народных депутатов. Однако данная Программа утверждена только Главой г. Самары.



Заявка на выкуп спорного помещения была подана истцом 03.03.99 после вступления в силу ФЗ от 21.07.97. Поэтому установленное п. 4.9 Основных положений ограничение размера выкупной цены помещения, определяемой по методике, утвержденной органом местного самоуправления 03.03.94, умножением суммы годовой арендной платы на соответствующие коэффициенты, не подлежит применению с момента введения в действие ФЗ от 21.07.97.

Поскольку правоотношения сторон по выкупу арендованного помещения возникли после введения в действие названного Федерального закона, суд не вправе был при определении выкупной цены помещения применять п. 4.9 Основных положений программы приватизации, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.94 N 1535.

Судебные акты в части установленной цены выкупаемого помещения приняты без учета положений Федерального закона от 21.07.97.

В соответствии с п. 4 ст. 31 названного ФЗ нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, которые согласно настоящему ФЗ регулируются другими Федеральными законами, действуют до введения в действие соответствующих Федеральных законов в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации.

Согласно упомянутому Федеральному закону от 21.07.97 порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами имущества определяется соответственно Программой приватизации РФ и программами приватизации субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 26), и не предусмотрено нормативного регулирования стоимости выкупаемого арендаторами муниципального имущества.

В соответствии с п. 4 ст. 16 ФЗ от 21.07.97 учитывается рыночная стоимость объектов приватизации. А в силу ст. 8 “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих муниципальным образованиям, в целях их приватизации проведение оценки указанных объектов является обязательным.

Основанием для проведения оценки в силу ст. 9 названного Закона является договор между оценщиком и заказчиком. Оценка может быть проведена оценщиком на основании определения суда.

При новом рассмотрении суду следует утвердить реальную стоимость спорных помещений с учетом требований действующего законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 04.07.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 30.09.2002 Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-17487/01-20(14) отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе судей.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.