Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.11.2002 N 2430/02-3 Дело по иску о взыскании убытков в связи с предоставлением льгот по оплате потребленного газа отдельным категориям граждан передано на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием судом материалов дела.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 ноября 2002 года Дело N 2430/02-3“

(извлечение)

Открытое акционерное общество “Саратовоблгаз“ в лице Треста “Калининскмежрайгаз“ обратилось в Арбитражный суд Саратовской области к Управлению федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, Военному комиссариату Калининского района г. Калининска Саратовской области, Министерству финансов Саратовской области, Главному квартирно-эксплуатационному управлению, г. Москва, Главному управлению военного бюджета и финансирования МО Российской Федерации, г. Москва, о взыскании 34692 руб. 11 коп. в возмещение убытков в связи с предоставлением льгот по 50% оплате потребленного газа военнослужащим и членам их семей,
проживающим на территории Калининского района Саратовской области, в течение 2001 г.

Определением суда от 26.03.2002 по ходатайству истца в качестве ответчиков привлечены также Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Правительство Саратовской области в лице Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, Администрация ОМО Калининского района в лице финансового отдела Администрации Калининского района.

Решением от 22.04.2002, оставленным без изменения Постановлением апелляционной инстанции от 21.08.2002 иск удовлетворен за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, г. Москва, в части убытков в размере 164 руб. 83 коп. и за счет казны Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, г. Саратов, в части убытков в размере 34574 руб. 28 коп. К остальным ответчикам в иске отказано.

Судебные акты мотивированы тем, что действующим законодательством определен источник финансирования указанных льгот - по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета, иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов Российской Федерации (в порядке определенном Правительством Российской Федерации).

Установив, что жилой фонд, расположенный на территории Калининского района, котором проживают военнослужащие и члены их семей, находится в частной собственности, исключением двух семей: проживающих в домах федерального жилищного фонда, а также указано, что в бюджете на 2001 г. не предусмотрено средств, необходимых органам местного самоуправления для возмещения расходов по льготам, суд удовлетворил заявленные требования соответственно за счет казны Саратовской области и казны Российской Федерации.

Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области Министерство финансов Правительства Саратовской области обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными
жалобами, в которых просят отменить как незаконные.

В судебном заседании был объявлен перерыв с 31.10.2002 до 12 час. 01.11.2002 на основании ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке гл. 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия находит их подлежащими отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Материалами дела установлено, что истец в 2001 г. в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих“ осуществлял предоставление льгот по 50% оплаты потребленного газа военнослужащим и членам их семей.

Понесенные в связи с этим расходы истец просит возместить за счет ответчика, основывая свои требования на положениях названного Закона и ст. ст. 16, 1064, 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, предполагающих наличие вины причинителя вреда и определяющих источник возмещения убытков.

Вероятно, имелись в виду статьи 16, 1064, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Как правильно указано судебными инстанциями, ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих“, предусматривающая предоставление военнослужащим и членам семей льгот по оплате коммунальных услуг, в том числе за газ, устанавливает, что указанные расходы производятся:

по государственному жилищному фонду, находящемуся в федеральной собственности за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, по иному жилищному фонду - за счет средств бюджетов Российской Федерации. При этом порядок компенсации указанных расходов субъектами Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 790 (в редакции от 06.06.97 N 681 и от 11.10.97 N 1287) “О порядке возмещения расходы, связанные с предоставлением льгот, предусмотренных Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в ст. ст. 15 и 23 Закона Российской
Федерации “О статусе военнослужащих“ конкретизировано, что возмещение таких расходов производится:

проживающим в жилых домах государственного жилищного фонда, находящегося в федеральной собственности - за счет средств федерального бюджета, выделяемых федеральным органам исполнительной власти, в которых военнослужащие проходят (проходили) военную службу;

проживающим в жилых домах жилого фонда, не относящегося к федеральной собственности - за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, для чего при их формировании предусматривать средства, необходимые органам местного самоуправления для возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных льгот.

Кроме того, п. 4 названного Постановления федеральным органам исполнительной власти предписано при планировании ассигнований на соответствующий бюджетный год предусматривать средства для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, указанных в п. п. 2 и 3 настоящего Постановления.

В силу п. 18 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются расходы по обеспечению реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней.

Удовлетворяя исковые требования за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и за счет казны Саратовской области в лице Министерства финансов Саратовской области, суд указал в решении, что в бюджете на 2001 г. не предусмотрено средств, необходимых органам местного самоуправления для возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот.

Однако в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, позволяющие документально установить эти обстоятельства.

Суд не исследовал также, выполнялись ли соответствующим федеральным органом исполнительной власти требования п. 4 Постановления Правительства Российской Федерации N 790 от 12.07.96, равно как и перечисление либо отсутствие такового из федерального бюджета средств, необходимых на реализацию Федерального закона “О статусе военнослужащих“.

В приобщенных к материалам дела справках (л. д. 62 -
64), выданных Управлением федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Саратовской области, отражено, что не поступали бюджетные средства на возмещение льгот, предоставляемых сотрудникам органов внутренних дел, в то время как предметом рассматриваемого спора является возмещение расходов по льготам, предусмотренным военнослужащим.

Не был предметом исследования судом и Закон Саратовской области “Об областном бюджете“ с целью определить, предусматривались ли соответствующие средства на финансирование мероприятий по исполнению Федерального закона “О статусе военнослужащих“.

Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора выяснены судом неполно, а выводы суда не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем состоявшиеся судебные акты подлежат отмене на основании ст. 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При новом рассмотрении суду следует предложить сторонам представить дополнительные доказательства в обоснование своих требований и возражений, выяснить компетенцию ответчиков, установленную актами, определяющими статус этих органов и с учетом полученных доказательств определить наличие вины привлеченных к делу ответчиков в причинении истцу убытков.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 22.04.2002 и Постановление апелляционной инстанции от 21.08.2002 Арбитражного суда Саратовской области по делу N 2430/02-3 отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.