Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 25.10.2004 N А44-2893/04-С13 Образовательное учреждение неправомерно использовало в 2003 году льготу по транспортному налогу на основании Закона РФ “Об образовании“, поскольку с 01.01.2003 введена в действие глава 28 НК РФ “Транспортный налог“, которая не предусматривает льгот, установленных указанным законом, и не содержит оговорки о продолжении их действия.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 25 октября 2004 года Дело N А44-2893/04-С13“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кузнецовой Н.Г., судей Кочеровой Л.И. и Абакумовой И.Д., при участии от государственного образовательного учреждения “Новгородский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта“ директора Корегина Н.М. (решение Комитета по управлению государственным имуществом Новгородской области о назначении директором от 09.01.1997 N 13), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.06.2004 по делу N А44-2893/04-С13 (судья Бочарова Н.В.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное образовательное учреждение “Новгородский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта“ (далее -
Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород (далее - налоговая инспекция) от 08.04.2004 N 17-12/102 о доначислении транспортного налога за 2003 год в сумме 26097 руб., привлечении Учреждения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде взыскания 1118 руб. штрафа, а также о признании недействительными требований налоговой инспекции от 12.04.2004 N 17-37/27 и N 17-12/28 об уплате доначисленной суммы налога и налоговых санкций.

Решением суда от 15.06.2004 заявленные Учреждением требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и отказать Учреждению в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права.

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Великий Новгород о времени и месте слушания дела извещена надлежащим образом, однако представители в суд не явились, поэтому жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность решения суда проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, 15.01.2004 Учреждение представило в налоговую инспекцию налоговую декларацию по транспортному налогу за 2003 год. Согласно представленной декларации Учреждение при исчислении транспортного налога за указанный период, руководствуясь подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона Новгородской области от 20.11.2002 N 87-ОЗ “О транспортном налоге“ (далее - Областной закон N 87-ОЗ) и статьей 40 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, применило 100-процентную льготу по данному налогу в отношении всех транспортных средств, находящихся на его балансе.

Налоговая инспекция провела камеральную проверку представленной декларации, по
результатам которой принято решение от 08.04.2004 N 17-12/102 о доначислении Учреждению 26097 руб. транспортного налога за 2003 год, начислении 218 руб. пеней. Кроме того, Учреждение привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде взыскания 1118 руб. штрафа.

Основанием для вынесения данного решения явилось неправомерное использование Учреждением льготы по транспортному налогу. Налогоплательщик не доказал наличие права на льготу, установленную в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 8 Закона Новгородской области от 20.11.2002 N 87-ОЗ “О транспортном налоге“.

Во исполнение принятого налоговым органом решения от 08.04.2004 Учреждению направлены требования от 12.04.2004 N 17-37/27 и N 17-12/28 об уплате налога и налоговых санкций.

Общество, считая решение и требования налоговой инспекции незаконными, обжаловало их в арбитражном суде.

Суд первой инстанции удовлетворил требования Учреждения, обосновав принятое решение положениями части 3 статьи 40 Федерального закона от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, согласно которым образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов.

Льготы по транспортному налогу, установленные Областным законом N 87-ОЗ, суд признал установленными дополнительно, что, по мнению суда, не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“.

Суд кассационной инстанции считает такое решение суда ошибочным и подлежащим отмене.

Федеральным законом от 24.07.2002 N 110-ФЗ с 01.01.2003 введена глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации “Транспортный налог“.

Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к
уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных Кодексом, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности по данному налогу. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Областным законом N 87-ОЗ на территории Новгородской области с 01.01.2003 введен транспортный налог. При этом в подпункте 1.1 пункта 1 статьи 8 данного Закона предусмотрено освобождение от уплаты транспортного налога организаций, имеющих долю бюджетного финансирования 70 и более процентов от общего годового объема доходов.

Льготы для образовательных учреждений ни главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации, ни Областным законом N 87-ОЗ не предусмотрены.

Учреждение не оспаривает, что в проверяемый период осуществляло платные образовательные услуги по подготовке водителей транспортных средств на основании лицензии, выданной Комитетом по образованию Новгородской области, и услуги по сдаче в аренду помещений. Средства бюджетного финансирования на расчетный счет и в кассу Учреждения не поступали.

В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 разъяснено, что в силу пункта 1 статьи 56 Кодекса льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 НК РФ состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

В связи с этим Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что принятые в установленном порядке нормы законов, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения,
подлежат применению до момента введения в действие соответствующих глав части второй Кодекса.

С момента введения в действие главы 28 Налогового кодекса Российской Федерации действуют льготы, установленные нормами названной главы, и не применяются положения пункта 3 статьи 40 Закона Российской Федерации “Об образовании“ в части установления налоговых льгот.

Глава 28 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ не предусматривают льгот, установленных Законом от 10.07.1992 N 3266-1 “Об образовании“, не содержат оговорки о сохранении их действия.

Учитывая изложенное, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления Учреждения, а потому обжалуемый судебный акт подлежит отмене, а кассационная жалоба налоговой инспекции - удовлетворению.

Принимая во внимание результаты рассмотрения кассационной жалобы налогового органа и в соответствии со статьями 103, 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“, с Учреждения подлежит взысканию в доход федерального бюджета 4500 руб. госпошлины за рассмотрение дела в судах первой (3000 руб. - по 1000 руб. за каждое из трех требований о признании недействительными ненормативных актов налогового органа - решения и двух требований) и кассационной (50% от 3000 руб. = 1500 руб.) инстанций.

Руководствуясь статьей 286, подпунктом 2 пункта 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Новгородской области от 15.06.2004 по делу N А44-2893/04-С13 отменить.

В удовлетворении заявленных государственным образовательным учреждением “Новгородский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта“ требований отказать.

Взыскать с государственного образовательного учреждения “Новгородский областной учебно-курсовой комбинат автомобильного транспорта“ в доход федерального бюджета 4500 руб. государственной пошлины за рассмотрение дела в судах первой и кассационной инстанций.

Председательствующий

КУЗНЕЦОВА
Н.Г.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

АБАКУМОВА И.Д.