Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 01.08.2002 N А55-3078/02-24 Дело по иску о понуждении к заключению договора купли - продажи нежилого помещения передано на новое рассмотрение, т.к. цена, предложенная арендатором, установлена без учета требований действующего законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 1 августа 2002 года Дело N А 55-3078/02-24“

(извлечение)

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа по рассмотрению споров, вытекающих из гражданских и иных правоотношений, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом г. Самары

на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2002 по делу N А 55-3078/02-24

по иску Общества с ограниченной ответственностью “Магазин N 235“ к Комитету по управлению имуществом г. Самары о понуждении к заключению договора,

УСТАНОВИЛА:

Решением от 23.04.2002 Арбитражный суд Самарской области обязал Комитет по управлению имуществом г. Самары заключить договор купли
- продажи нежилого помещения площадью 707,70 кв. м на условиях проекта, представленного Обществом с ограниченной ответственностью “Магазин N 235“, по цене 242297 руб. 04 коп.

В апелляционной инстанции дело не пересматривалось.

В кассационной жалобе ответчик просит отменить решение от 23.04.2002 как принятое с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа, проверив законность и обоснованность обжалованного судебного акта, нашла его подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение.

Как видно из материалов дела, между истцом и фондом имущества г. Самары 03.12.93 был заключен договор N 513 купли - продажи основных и оборотных средств, находящихся по адресу: г. Самара, ул. Воеводина,24, на основании которого Общество с ограниченной ответственностью “Магазин N 235“ получило свидетельство о собственности за N 565 от 03.12.93.

Нежилое помещение общей площадью 707,70 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, ул. Воеводина,24, передано истцу на основании заключенных договоров аренды от 01.01.93, N 002525А от 04.12.2000.

В Комитет по управлению имуществом г. Самары истец обратился 22.05.2001 с заявкой о выкупе арендованного им помещения.

Представленные истцом на приватизацию материалы ответчик предложил доукомплектовать для рассмотрения заявки по существу.

Не выполнив требование арендодателя, арендатор 25.12.2001 направил в его адрес проект договора купли - продажи нежилого помещения по адресу: г. Самара, ул. Воеводина,24, площадью 708,9 кв. м, вместо арендованных 707,70 кв. м, указав общую стоимость продаваемого объекта равной 242297,04 руб. исходя из умноженной на коэффициент 2 ставки годовой арендной платы.

Данный проект договора истец предложил ответчику подписать в течение 10 дней, по истечении которых был предъявлен иск.

Таким образом, заявка на выкуп нежилого помещения была подана истцом после введения в действие
Федерального закона от 21.07.97 N 127-ФЗ “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“.

Согласно п. 3 ст. 26 названного Федерального закона порядок определения стоимости выкупаемого арендаторами государственного имущества определяется соответственно программой приватизации и программами субъектов Российской Федерации. Закон не предусматривает нормативного регулирования выкупаемого арендаторами муниципального имущества, а потому муниципальное образование вправе решать этот вопрос самостоятельно исходя из установленного им порядка и условий приватизации муниципального имущества.

Учитывая, что правоотношения сторон по выкупу арендованного помещения возникли после введения в действие указанного Федерального закона, суд не вправе был при определении выкупной стоимости помещения руководствоваться программой приватизации муниципальных предприятий, утвержденной Постановлением Главы Администрации г. Самары N 347 от 03.03.94, поскольку в ней размер выкупной цены устанавливался аналогично ее размеру по п. 4.9 Основных положений государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 01.07.94.

Тем более, что Самарская Городская Дума 01.06.2001 приняла Постановление N 74 “Об утверждении положения “О выкупе арендуемых нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности“.

Необходимо также учесть, что в соответствии со ст. 16 “О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации“ комиссия по приватизации при определении способа приватизации государственного и муниципального имущества учитывает также и рыночную стоимость объектов приватизации.

Статья 8 Федерального закона N 135-ФЗ “Об оценочной деятельности в Российской Федерации“ от 29.07.98 предусматривает обязанность проведения оценки при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в целях их приватизации.

Следовательно, порядок определения выкупной цены, указанной истцом в договоре купли - продажи, отличается от порядка, установленного Федеральными законами, действовавшими
на момент подачи истцом заявки на приватизацию арендуемых площадей.

Цена, предложенная арендатором, установлена без учета требований действующего законодательства.

Согласно ч. 2 ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа Закону, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает решение в соответствии с Законом.

При данных обстоятельствах обжалованный судебный акт не может быть признан обоснованным и законным, в связи с чем подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 174, п. 3 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

решение Арбитражного суда Самарской области от 23.04.2002 по делу N А 55-3078/02-24 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.