Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 17.07.2001 N А65-801/2001-СА1-8 Дело по иску налоговой инспекции о взыскании налоговых санкций за несвоевременное представление налоговому органу необходимых сведений направлено на новое рассмотрение в связи с недостаточной обоснованностью принятых арбитражным судом решений, а также в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 17 июля 2001 года Дело N А 65-801/2001-СА1-8“

(извлечение)

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Общественной организации “Федерация футбола“, г. Набережные Челны, о взыскании 7 707 руб. налоговых санкций.

Решением арбитражного суда от 06.03.2001 г. иск удовлетворен в сумме 675 руб., в остальной части иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 03.05.2001 г. решение оставлено без изменения. Отказ в иске мотивирован тем, что несвоевременное представление налоговому органу по его запросу затребуемых сведений
не образует состава правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации

В кассационной жалобе Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, иск удовлетворить полностью. По мнению заявителя жалобы, выводы суда не соответствуют требованиям статьей 93, 126 Налогового кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, считает решение и Постановление ввиду, их недостаточной обоснованности и неправильного применения судами норм материального права, подлежащими отмене.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Набережные Челны проведена выездная налоговая проверка общественной организации “Федерация футбола“ по вопросу правильности уплаты в бюджет подоходного налога с физических лиц. 02.08.2000 г. руководителю предприятия было вручено требование о представлении необходимых для проверки документов в срок до 07.08.2001 г.

Затребуемые документы были представлены ответчиком 08.08.2001 г.

В связи с этим решением от 05.09.2000 г. за несвоевременное представление 141 документа на Общественную организацию “Федерация футбола“, на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, наложен штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ, всего 7 050 руб.

Отказывая во взыскании указанного штрафа, суды исходили из того, что ответственность за несвоевременное представление документов по запросу налогового органа пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена.

Данный вывод нельзя признавать основанным на Законе.

Пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за непредставление в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах. Срок представления документов
по запросу налогового органа определен статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации и составляет пять дней. Согласно пункту 2 указанной статьи непредставление документов в установленные сроки влечет ответственность, предусмотренную статьей 126 Налогового кодекса Российской Федерации. Утверждение судов, что в этом случае ответственность наступает по пункту 2 статьи 126, а не по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации, не соответствует содержанию указанных норм. Ответственность по пункту 2 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена только за отказ или уклонение от представления документов по запросу налогового органа. Поскольку обоснованность привлечения ответчика по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации судами не исследовалась, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении дела суду следует учесть, что в соответствии со статьями 31, 93 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе затребовать у проверяемого только документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также документы, подтверждающие правильность и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов. Соответственно, ответственность по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации может наступить только за несвоевременное предоставление указанных документов, имеющих прямое отношение к правильности исчисления и уплаты того вида налога, который охвачен проверкой. Обязанность доказывания указанных обстоятельств согласно статье 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на налоговый орган. Из требования от 02.08.2000 г., за неисполнение которого общественная организация привлечена к ответственности, прямое отношение ряда запрошенных документов к вопросу правильности исчисления и уплаты подоходного налога не усматривается. Однако данное обстоятельство предметом исследования судом не являлось.

Руководствуясь п. 2, п. 3
ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ПОСТАНОВИЛА:

решение 06.03.2001 и Постановления апелляционной инстанции от 03.05.2001 Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А 65-801/2001-СА1-8 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.