Решения и определения судов

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.06.2001 N А72-1121/01-З40 Нарушение норм материального права в процессе производства по административному делу дает основание для признания решений налоговых органов недействительными.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 июня 2001 года Дело N А 72-1121/01-з40“

(извлечение)

Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска обратилась в Арбитражный суд Ульяновской области с иском о взыскании с предпринимателя Ф.И.О. штрафных санкций за нарушение ст. 2 Закона РФ “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ N 5215-1 от 18.06.93.

Решением от 22.03.2001 Арбитражного суда Ульяновской области отказал в удовлетворении исковых требований в связи с нарушением норм Кодекса об административных правонарушениях РСФСР.

Законность и обоснованность решения в апелляционной инстанции
не проверялась.

В кассационной жалобе Инспекция Министерства РФ по налогам и сборам по Засвияжскому району г. Ульяновска просит отменить решение суда по данному делу и удовлетворить иск налогового органа о взыскании штрафа в размере 834 руб. 90 коп.

По мнению заявителя жалобы, материалами проверки доказан факт неприменения ККМ при осуществлении денежных расчетов с населением. Необоснованной является ссылка суда на ст. 256 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР, так как эта статья не распространяется на делопроизводство при нарушениях Закона о применении ККМ от 18.06.93 и подлежит применению в пределах, указанных в Постановлении Высшего арбитражного суда РФ N 10 от 04.08.99. Также несущественным является ссылка суда на то, что решение подписано не тем лицом.

Заместитель руководителя налогового органа принимает и подписывает документы в пределах своей компетенции, предусмотренной должностной инструкцией.

Из материалов дела следует, что 21.12.2000 налоговый орган по Железнодорожному району г. Ульяновска осуществил проверку выполнения Закона РФ “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ N 5215-1 от 18.06.93 в торговой точке предпринимателя Серебряковой Л.Д.

По результатам проверки составлен акт N 1063/05 от 21.12.2000, в котором зарегистрирован факт правонарушения, выразившийся в том, что продавцом Карпеевой И.А. был выдан чек с указанием суммы, менее уплаченной (л. д. 6).

Также был составлен акт ревизии наличных денежных средств, в котором установлена недостача 46 коп. и излишних денежных средств не выявлено.

Решением N 10 от 16.01.2001 ответчик был привлечен к ответственности в виде 10-кратного размера минимальной месячной оплаты труда в сумме 834 руб. 90 коп. за невыдачу чека (л. д. 13).

Добровольно ответчик штраф не уплатил, в связи с чем налоговый
орган обратился в суд.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

Суд правомерно сослался в своем решении на Постановление Конституционного Суда РФ от 12.05.98 N 14-П, в котором указано, что нарушение положений Закона РФ “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ является административным правонарушением. Следовательно, при рассмотрении административного дела и спора применяется Кодекс об административных правонарушениях РСФСР.

Нарушение его основополагающих норм в процессе производства по административному делу дает основание для признания решений налоговых органов недействительными.

Так, по делу установлено, что проверка проводилась налоговым органом Железнодорожного района г. Ульяновска, решение принято налоговым органом Засвияжского района г. Ульяновска, несмотря на то, что в соответствии со ст. 256 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР административное правонарушение рассматривается по месту его совершения.

Кроме того, судом установлено, что правонарушение было рассмотрено руководителем инспекции МНС РФ по Засвияжскому району г. Ульяновска, Дубровским И.И., решение же подписано заместителем руководителя, то есть лицом, не участвующим в рассмотрении дела, чем нарушены требования ст. 258, ст. 261 Кодекса об административных правонарушениях РСФСР.

Следует учесть, что согласно акту ревизии наличия денежных средств излишних денежных средств в кассе не обнаружено (л. д. 7).

Также, как следует из копии акта проверки (л. д. 6 оборот), первоначально в акте было отражено “выдача чека с указанием суммы, уплаченной“, затем в фотокопии дописано ручкой слово “менее“.

Данное противоречие не выяснялось и устранено не было.

При таких обстоятельствах суд обоснованно поставил под сомнение законность принятого по делу решения налогового органа о привлечении предпринимателя Серебряковой Л.Д. к ответственности.

Следовательно, оснований для отмены принятого судебного акта нет.

На
основании изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Федерального арбитражного суда Поволжского округа

ПОСТАНОВИЛА:

решение от 22.03.2001 Арбитражного суда Ульяновской области по делу N А 72-1121/01-з40 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.