Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 24.07.2002 N 67-О02-54 Судебный акт по уголовному делу о продлении осужденному принудительного лечения в психиатрическом стационаре оставлен без изменения, так как основания для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера отсутствуют.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 24 июля 2002 г. N 67-О02-54

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего - Разумова С.А.,

судей - Глазуновой Л.И. и Шадрина И.П.

рассмотрела в судебном заседании от 24 июля 2002 года частную жалобу адвоката Шнайдер И.И. на определение Новосибирского областного суда от 29 апреля 2002 года, которым продлено принудительное лечение Л.В., 1958 года рождения, в психиатрическом стационаре специального типа.

Заслушав доклад судьи Глазуновой Л.И., мнение прокурора Шаруевой М.В., полагавшей определение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

установила:

органами следствия Л.В. инкриминированы деяния, предусмотренные ст. ст. 131 ч. 3 п. “в“, 119, 135 ч. 1 УК РФ.

В период
расследования дела в связи с сомнением в психическом состоянии Л.В. в отношении него были назначены и проведены комплексные сначала амбулаторная, а затем стационарная судебная психолого-психиатрическая экспертизы, согласно выводам которых Л.В. обнаруживает признаки временного болезненного расстройства психической деятельности, которое затрудняет решение экспертных вопросов. Рекомендовано направить его на принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа до выздоровления.

25 июля 2000 года Новосибирским областным судом принято решение о приостановлении производства по делу и применении к Л.В. принудительных мер медицинского характера в виде амбулаторного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа до его выздоровления с последующим решением экспертных вопросов.

26 марта 2001 года врачебная комиссия вновь произвела психиатрическое освидетельствование Л.В., которая рекомендовала продолжить ему принудительное лечение.

7 июня 2001 года Новосибирский областной суд, рассмотрев преставление экспертной комиссии, продлил применение Л.В. принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрической больнице специализированного типа.

28 февраля 2002 года Л.В. вновь был освидетельствован, комиссия пришла к выводу, что, несмотря на проводимое лечение, он обнаруживает ухудшение психического состояния, в связи с чем администрация больницы обратилась с ходатайством о продлении принудительного лечения.

29 апреля 2002 года Новосибирский областной суд удовлетворил представление администрации областной психиатрической больницы и продлил Л.В. принудительное лечение.

На данное определение суда адвокатом Шнайдер И.И. подана частная жалоба, в которой ставится вопрос о прекращении уголовного дела в отношении Л.В. в связи с применением к нему Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2000 года “Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне“. Кроме того, адвокат просит прекратить в отношении Л.В. принудительные меры медицинского характера и направить
материалы в отношении него в органы здравоохранения для решения вопроса о продолжении его лечения в психоневрологическом учреждении социального обеспечения в порядке, определяемом законодательством о здравоохранении. Основанием к этому указывается, что Л.В. принимал участие в боевых действиях и был награжден медалью “За боевые заслуги“ и другими наградами, в связи с чем, по мнению адвоката, он подпадает под действие п. 8 указанного постановления об амнистии. Указанные обстоятельства исключают уголовную ответственность Л.В., поэтому применение принудительного лечения должно быть прекращено.

В возражениях на частную жалобу потерпевшая Л.М. указывает, что в случае освобождения отца их жизнь снова превратится в кошмар. В результате его преступных действий исковеркана ее жизнь, умерла мать, не выдержав позора, все это, по ее мнению, лежит на совести отца. Она просит определение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия оснований к их удовлетворению не усматривает.

Как видно из материалов дела, 25 июля 2000 года с соблюдением закона и при наличии оснований Л.В. применены принудительные меры медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре специализированного типа.

Данное решение участниками процесса не оспаривалось.

В соответствии с действующим законодательством, изменение или прекращение применения принудительной меры медицинского характера осуществляется судом в случае изменения психического состояния лица, при котором отпадает необходимость в применении ранее назначенной меры, либо возникает необходимость в назначении иной принудительной меры медицинского характера.

Таких оснований к изменению или прекращению принудительной меры медицинского характера по делу не имеется.

В результате проведенного очередного освидетельствования комиссия врачей-психиатров пришла к выводу, что психическое состояние Л.В. ухудшилось, основания для прекращения применения или изменения принудительной меры медицинского характера отсутствуют, в
связи с чем администрация учреждения, осуществляющего принудительное лечение, обратилась в суд с представлением, в котором поставила вопрос о продлении такого лечения.

Данное представление судом рассмотрено и удовлетворено.

Судебная коллегия не находит оснований к отмене данного решения, поскольку оно принято с соблюдением закона и при наличии оснований.

Не может согласиться судебная коллегия с утверждением адвоката в той части, что Л.В. подпадает под действие Постановления об амнистии от 26 мая 2000 года, поскольку в отношении лиц, совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные ст. 131 ч. 3 п. “в“ УК РФ, действие указанного постановления не распространяется.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия,

определила:

определение Новосибирского областного суда от 29 апреля 2002 года в отношении Л.В. оставить без изменения, а частную жалобу адвоката Шнайдер И.И. - без удовлетворения.