Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 08.07.2002 N 47-О02-27 Приговор по уголовному делу об убийстве, разбое оставлен без изменения, так как наказание осужденным назначено с учетом степени общественной опасности совершенных ими действий, обстоятельств дела и данных о личностях.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 8 июля 2002 г. N 47-О02-27

Председательствующий: Шариков С.И.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Свиридова Ю.А.,

судей Кузьмина Б.С. и Тонконоженко А.И.,

рассмотрела в судебном заседании от 8 июля 2002 года кассационные жалобы осужденных И. и А. на приговор Оренбургского областного суда от 21 января 2002 года, которым

И., <...>, несудимый,

осужден к лишению свободы:

по ст. 162 ч. 3 п. п. “б“, “в“ УК РФ на 8 лет;

по ст. 105 ч. 2 п. п. “ж“, “з“ УК РФ на 8 лет.

На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, по совокупности преступлений, окончательно назначено 9 (девять) лет
лишения свободы в исправительной колонии общего режима.

А., <...>, несудимый,

осужден к лишению свободы:

по ст. 162 ч. 3 п. п. “б“, “в“ УК РФ на 10 лет с конфискацией имущества;

по ст. 105 ч. 2 п. п. “ж“, “з“ УК РФ на 13 лет.

На основании ст. 69 ч. 3 УК РФ, по совокупности преступлений, окончательно назначено 15 (пятнадцать) лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима с конфискацией имущества.

И. и А. признаны виновными:

в разбое, то есть в нападении на М. в целях хищения чужого имущества в крупных размерах, совершенном с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего, группой лиц по предварительному сговору, с незаконным проникновением в жилище, с применением предметов, используемых в качестве оружия;

в убийстве, то есть на умышленное причинение смерти М., совершенном группой лиц по предварительному сговору, сопряженном с разбоем.

Преступления совершены 11 июля 2001 года в городе Бузулуке Оренбургской области, при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

По данному делу осужден И.А., приговор в отношении которого не обжалуется.

Постановлено взыскать с осужденных, солидарно, в пользу М.И. 35 624 рубля 14 копеек и 300 тысяч рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Кузьмина Б.С., объяснения осужденного И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Козусевой Н.А., полагавшей приговор суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

в кассационных жалобах:

осужденный И. указывает на излишнюю квалификации его действий по ст. 162 ч. 3 п. п. “б“, “в“ УК РФ, полагая, что его действия охватываются квалификацией по ст. 105 ч. 2 п. п. “ж“, “з“ УК РФ. В то же время утверждает, что у него не было договоренности с
другими осужденными на убийство потерпевшего, не было умысла на убийство.

Считает, что его действия должны квалифицироваться по ст. 162 ч. 2 п. п. “а“, “г“ УК РФ. Просит приговор в отношении него изменить, переквалифицировать его действия на ст. 162 ч. 2 п. п. “а“, “г“ УК РФ, по которой назначить минимальное наказание, исключить из приговора взыскание с него компенсации морального вреда;

осужденный А. указывает на ошибочную квалификацию судом его действий по ст. 105 ч. 2 п. п. “ж“, “з“ УК РФ, так как у него не было умысла на убийство потерпевшего, и смерть которого, наступила не от его действий. Просит приговор отменить, а дело направить на новое рассмотрение.

Представитель потерпевшего М.И. в возражениях на кассационные жалобы осужденных указывает на свое несогласие с их доводами и просит приговор суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор суда законным и обоснованным.

Выводы суда о виновности осужденных в совершении указанных преступлений подтверждаются их показаниями в процессе предварительного расследования. Показаниями представителя потерпевшего М.И., свидетелей Л., Ж., И.М. Протоколами осмотров места происшествия, заключением судебно-медицинской экспертизы, вещественными и другими собранными по делу доказательствами, проверенными в судебном заседании, оценка и анализ которых содержится в приговоре.

Доводы кассационных жалоб об отсутствии у осужденных предварительной договоренности на убийство потерпевшего, об отсутствии у них умысла на его убийство, проверялись в судебном заседании, нашли свою оценку в приговоре и обоснованно признаны несостоятельными.

Проанализировав и оценив все показания осужденных в процессе предварительного и судебного следствия, суд обоснованно признал достоверными их показания в процессе предварительного расследования, согласно которым они договорились напасть на потерпевшего
с целью похищения у него крупной суммы денег, и с этой целью убить его.

Эти показания осужденных подтверждаются заключением судебно-медицинской экспертизы о характере и локализации имевшихся на теле потерпевшего телесных повреждений, орудием убийства.

Осужденные использовали для убийства дубинку, которой нанесли потерпевшему удары по голове. От полученной черепно-мозговой травмы потерпевший скончался. Кроме того, осужденные душили потерпевшего, наносили ему сильные удары в область грудной клетки. Удары дубинкой по голове потерпевшему наносили, как И., так и А., то есть каждый из них, совершал насильственные действия, направленные на лишение потерпевшего жизни.

Оценив приведенные данные в совокупности с другими доказательствами, суд обоснованно квалифицировал действия каждого осужденного по ст. ст. 162 ч. 3 п. “б“, “в“ и 105 ч. 2 п. п. “ж“, “з“ УК РФ.

Судебная коллегия не усматривает по делу нарушений процессуального закона, влекущих отмену приговора.

Наказание осужденным назначено с учетом степени общественной опасности совершенных ими действий, обстоятельств дела и данных о личностях.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

приговор Оренбургского областного суда от 21 января 2002 года в отношении И. и А. оставить без изменения, а кассационные жалобы И. и А. - без удовлетворения.