Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 10.10.2002 N 16-Г02-10 Ходатайство о разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения суда Республики Казахстан о взыскании алиментов на содержание ребенка удовлетворено правомерно, поскольку оснований к отказу в разрешении принудительного исполнения на территории РФ решения иностранного суда нет.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 10 октября 2002 года

Дело N 16-Г02-10

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Лаврентьевой М.Н.,

судей Макарова Г.В.,

Соловьева В.Н.

рассмотрела в судебном заседании от 10 октября 2002 г. дело по ходатайству К.Е. о разрешении принудительного исполнения на территории Российской Федерации решения (постановления) Талдыкорганского райсуда Талдыкорганской области Республики Казахстан от 16 сентября 1993 г. о взыскании с К.С. алиментов на содержание ребенка по частной жалобе К.С. на определение Волгоградского областного суда от 2 августа 2002 г., которым постановлено: “разрешить принудительное исполнение на территории Российской Федерации решения (постановления) Талдыкорганского райсуда Талдыкорганской области Республики Казахстан от 16 сентября 1993 г., которым с К.С., родившегося 29 марта 1971 г. в п. Карабулак Талдыкорганского района Талдыкорганской области Республики Казахстан, в пользу К.Е. взысканы алименты на содержание сына А., 10 апреля 1992 г. рождения, в размере 1/4 части всех видов заработка ответчика, ежемесячно, начиная с сентября 1993 г. и до достижения ребенком совершеннолетия“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Макарова Г.В., Судебная коллегия

установила:

К.Е. обратилась в суд с указанным выше ходатайством, мотивируя тем, что отсутствие решения на принудительное исполнение решения иностранного суда создает ей препятствия в получении алиментов на ребенка.

По заявлению К.Е. вынесено приведенное выше определение.

В частной жалобе К.С. указывает о своем несогласии с определением и просит его изменить в части срока начала взыскания алиментов, ссылаясь на то, что такая обязанность на него может и должна быть возложена со
времени обращения заявительницы в суд с иском о взыскании алиментов, так как в период 1993 - 1994 гг. он добровольно платил алименты, затем до 1995 года семейные отношения были восстановлены. В 1995 году он выехал из Казахстана в Россию, его адрес заявительница знала, никаких претензий по алиментам не предъявляла, так как он периодически оказывал помощь на сына до 2000 г., когда не смог этого сделать в связи с изменением ею места жительства. С 1996 года по 1999 год он состоял в другом браке, от которого есть дочь, на которую с него были взысканы алименты, но сейчас взыскание прекращено, так как мать с ребенком выехали из России в Германию. Определение суда противоречит требованиям ст. ст. 107, 113 Семейного кодекса РФ. Алименты должны взыскиваться не со времени вынесения решения судом Республики Казахстан в 1993 году о взыскании алиментов, а со времени обращения заявительницы в Волгоградский областной суд с заявлением об исполнении решения суда.

Проверив материал по ходатайству К.Е. и обсудив доводы частной жалобы, Судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

При вынесении оспариваемого определения суд исходил из того, что К.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В представленном в суд заявлении от 23 июля 2002 г. ходатайство признал и не возражает на рассмотрение дела в его отсутствие. При рассмотрении ходатайства установлено, что оснований к отказу в разрешении принудительного исполнения на территории РФ решения иностранного суда нет. О судебном заседании лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Решение суда вступило в законную силу, срок давности принудительного
исполнения не истек, исполнение решения не противоречит суверенитету России и не угрожает ее безопасности, решение суда не противоречит основным принципам Российского законодательства, рассмотрение дел указанной категории не относится к исключительной компетенции российского суда. К.С. не представил возражений по существу ходатайства. Более того, в представленном в суд заявлении ходатайство признал.

Приведенные в определении суда обстоятельства в частной жалобе К.С. не оспариваются. Что касается доводов последней, то они не являются основанием для удовлетворения жалобы, так как не относятся к компетенции суда, рассматривающего вопрос о разрешении принудительного исполнения решения иностранного суда. Вопрос задолженности по алиментам судом не рассматривался, и с ним К.С. вправе обратиться в службу судебных приставов-исполнителей либо в судебном порядке оспорить начисленную задолженность.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 317 ГПК РСФСР, Судебная коллегия

определила:

определение Волгоградского областного суда от 2 августа 2002 г. оставить без изменения, а частную жалобу К.С. - без удовлетворения.