Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2002 N 20-Г02-9 В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления Правительства Республики Дагестан от 11.09.2001 “Об утверждении правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета Республики Дагестан“ отказано правомерно, поскольку оспоренный акт устанавливает порядок взыскания средств по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета и не касается взыскания средств из федерального бюджета.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июля 2002 года

Дело N 20-Г02-9

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Пирожкова В.Н.,

Маслова А.М.

рассмотрела в судебном заседании от 11 июля 2002 г. дело по кассационному протесту прокурора прокуратуры Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2002 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пирожкова В.Н., объяснения представителя Министерства финансов Республики Дагестан М., возражавшего против доводов протеста, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гермашевой М.М., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия

установила:

прокурор Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Правительства Республики Дагестан от 11 сентября 2001 г. “Об утверждении правил взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета Республики Дагестан“ по тем основаниям, что принятие такого акта относится к компетенции федеральных органов государственной власти.

Указанным выше решением в удовлетворении заявления прокурора отказано.

В кассационном протесте прокурора прокуратуры Республики Дагестан ставится вопрос об отмене решения и вынесении нового решения об удовлетворении заявления.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Оспаривая указанное постановление Правительства Республики Дагестан, прокурор ссылался на то, что оно не могло быть принято данным органом, так как регулирует, в частности, гражданские и гражданские процессуальные отношения, которые находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

Однако суд правильно не согласился с указанными доводами.

Согласно ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует имущественные отношения и связанные с ними
личные неимущественные отношения.

Оспариваемое постановление Правительства Республики Дагестан принято на основании ст. 55 Закона Республики Дагестан “О республиканском бюджете на 2001 год“, утвержденные Правительством Правила отражают механизм исполнения исполнительных листов по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета с учетом особенностей исполнения бюджетных обязательств и правового режима бюджетных средств.

Следовательно, указанными Правилами не регулируются имущественные отношения, а установленный ими порядок взыскания денежных средств не находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Не регулируются Правилами и отношения, связанные с принудительным исполнением судебных актов, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством и Федеральным законом “Об исполнительном производстве“, поскольку Правила устанавливают добровольный порядок исполнения требований актов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств республиканского бюджета. Такое же суждение высказано Верховным Судом Российской Федерации в решении от 22 октября 2001 г. при проверке законности аналогичного Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2001 г.

Суд установил, что Правила, утвержденные Правительством Республики Дагестан, полностью соответствуют Правилам, утвержденным Правительством РФ. Указанным выше решением Верховного Суда установлено, что утвержденные Правительством РФ Правила приняты в соответствии с полномочиями, предоставленными Правительству РФ.

Правила, утвержденные Правительством Республики Дагестан, устанавливают порядок взыскания средств по денежным обязательствам получателей средств лишь республиканского бюджета и не касаются взыскания средств из федерального бюджета.

Нельзя согласиться с доводами протеста в той части, что поскольку в бюджете Республики значительную часть составляют средства, поступившие из федерального бюджета, то порядок взыскания средств из республиканского бюджета также должен регулироваться Правилами, утвержденными Правительством РФ.

Между тем, как следует из дела, денежные средства, поступающие в виде финансовой помощи в бюджет республики, являются доходной частью бюджета, принадлежат Республике, и, следовательно, органы государственной власти
республики вправе устанавливать Правила взыскания средств из республиканского бюджета.

Доводы, на которые ссылается прокурор в кассационном протесте, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, не приняты во внимание. Оснований для отмены решения и вынесения нового решения об удовлетворении заявления прокурора не имеется.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2002 г. оставить без изменения, кассационный протест прокурора - без удовлетворения.