Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.10.2004 N А56-9663/04 Суд правомерно признал недействительным решение ИМНС в части начисления сбора за право торговли и соответствующих пеней, поскольку материалами дела установлено, что предприниматель осуществлял торговлю в течение года, а ИМНС при начислении названного сбора неправомерно установила в качестве периода его уплаты месяц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 19 октября 2004 года Дело N А56-9663/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Зубаревой Н.А., судей Никитушкиной Л.Л., Дмитриева В.В., рассмотрев 19.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2004 по делу N А56-9663/04 (судья Савицкая И.Г.),

УСТАНОВИЛ:

Ф.И.О. осуществляющая предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) от 16.02.2004 N 17 в части начисления к уплате 2300 руб. сбора за право торговли, 291,85 руб. соответствующих пеней, а также требования налогового органа от 16.02.2004 N 58.

Решением суда от 09.06.2004 заявленные Большаковой В.П. требования удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. По мнению налогового органа, данный сбор не является вновь установленным, следовательно, абзац 3 пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в данном случае не подлежит применению.

Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.

Как видно из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка соблюдения предпринимателем законодательства о налогах и сборах за период с января по октябрь 2003 года. Налоговая инспекция, установив, что Большаковой В.П. не уплачен сбор за право торговли за период с 05.03. по 30.09.2003, решением от 16.02.2004 N 17 доначислила предпринимателю к уплате 2300 руб. сбора и 291,85 руб. соответствующих пеней. В привлечении к налоговой ответственности Большаковой В.П. оспариваемым решением налогового органа отказано.

Требованием от 16.12.2004 налоговая инспекция предложила Большаковой В.П. уплатить в срок до 26.02.2004 доначисленную сумму сбора за право торговли и соответствующие пени.

Большакова В.П. обжаловала ненормативные акты налогового органа в арбитражный суд, ссылаясь на несоответствие данного решения положениям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Судом установлено, что предприниматель Большакова В.П. в проверяемый период осуществляла розничную торговлю на территории Выборгского района и являлась плательщиком единого налога на вмененный доход.

В силу статьи 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ сбор за право торговли относится к местным налогам и устанавливается местными органами представительной власти.



Сбор за право торговли введен на территории Выборгского района Ленинградской области нормативным правовым актом - решением муниципального собрания МО “Выборгский район“ Ленинградской области от 27.10.2000 N 3/25. Согласно Положению о сборе за право торговли плательщиками сбора за право торговли являются организации и физические лица, осуществляющие торговлю на территории муниципального образования “Выборгский район Ленинградской области“, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность по уплате сбора, за исключением плательщиков единого налога на вмененный доход.

В соответствии с пунктом 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 07.07.2003 N 117-ФЗ) уплата индивидуальными предпринимателями единого налога на вмененный доход не предусматривает замену сбора на право торговли.

Решением муниципального собрания МО “Выборгский район“ Ленинградской области от 29.01.2003 N 3/25 внесены изменения в Положение о сборе за право торговли. Согласно данным изменениям плательщики единого налога на вмененный доход не освобождаются от уплаты сбора на право торговли. Данное решение опубликовано в газете “Выборг“ от 04.02.2003.

В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 5 НК РФ акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Таким образом, поскольку вышеназванным решением муниципального образования МО “Выборгский район“ Ленинградской области от 29.01.2003 N 3/25 новый сбор на территории Выборгского района не устанавливался (данным решением лишь внесены отдельные изменения в действующее с 2000 года Положение о сборе за право торговли) следует признать, что организации и физические лица, осуществляющие торговлю на территории муниципального образования “Выборгский район Ленинградской области“, являющиеся плательщиками единого налога на вмененный доход, с 05.03.2003 обязаны уплачивать сбор за право торговли. Поэтому вывод суда относительно срока вступления вышеназванного нормативного акта с 01.01.2004, по мнению кассационной инстанции, является ошибочным.

В соответствии с пунктом 5 Положения о сборе за право торговли уплата сбора производится плательщиком самостоятельно разовой уплатой всей суммы сбора в зависимости от ставки и продолжительности периода взимания. При этом уплата сбора производится организациями и индивидуальными предпринимателями, подавшими заявление на получение патента, до подачи указанного заявления. Согласно пункту 7.1 Положения временный патент выдается на срок один день, месяц, квартал, год согласно заявлению организации или индивидуального предпринимателя отделом торговли администрации муниципального образования. Период действия временного патента определяется согласно заявлению юридического лица или индивидуального предпринимателя с учетом уплаченного сбора. Дата начала и окончания действия указывается во временном патенте.

Следовательно, право на торговлю возникает у торговой организации (предпринимателя) с даты, указанной в патенте. Таким образом, осуществление (предпринимательской) торговой деятельности без специального разрешения, если такое разрешение обязательно, квалифицируется как административное правонарушение (статья 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Как следует из оспариваемого решения налогового органа от 16.02.2004, Большакова В.П. не подавала заявление в отдел организации торговли при Администрации МО “Выборгский район“ Ленинградской области на получение патента на право торговли. Налоговый орган самостоятельно определил период сбора на право торговли “месяц“, тогда как законодательно данный срок определен “месяц“, “квартал“, “год“. Судом установлено, что предприниматель осуществляет розничную торговлю в течение года.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявленные требования, указав на отсутствие у налогового органа в данном случае правовых оснований для начисления предпринимателю сбора за право торговли и соответствующих пеней.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 2 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 09.06.2004 по делу N А56-9663/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу инспекции Министерства Российской Федерации по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЗУБАРЕВА Н.А.

Судьи



НИКИТУШКИНА Л.Л.

ДМИТРИЕВ В.В.