Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 15.10.2002 N 9-Г02-31 Заявление о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Нижегородской области “О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области“ от 10.01.1999 N 25-З удовлетворено правомерно, поскольку органы, обладающие полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния, могут быть образованы только в системе органов государственной власти.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 октября 2002 года

Дело N 9-Г02-31

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Корчашкиной Т.Е.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании от 15 октября 2002 г. дело по заявлению прокурора Нижегородской области о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Нижегородской области “О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области“ по кассационной жалобе Законодательного Собрания Нижегородской области на решение Нижегородского областного суда от 29 августа 2002 г., которым заявление удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Нижегородской области обратился в Нижегородский областной суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что оспариваемый Закон области противоречит Федеральному закону “Об актах гражданского состояния“.

Решением Нижегородского областного суда от 29 августа 2002 г. заявление удовлетворено: Закон Нижегородской области N 25-З от 10.01.1999 “О регистрации актов гражданского состояния на территории Нижегородской области“ признан противоречащим федеральному закону и не действующим со дня вступления решения в законную силу.

О принятом решении постановлено сообщить в газете “Нижегородские новости“.

В кассационной жалобе Законодательного Собрания Нижегородской области поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
не находит оснований для ее удовлетворения.

Статьей 2 обжалуемого Закона государственные полномочия по регистрации актов гражданского состояния, за исключением полномочий, находящихся в ведении государственного органа записи актов гражданского состояния на территории Нижегородской области, передаются органам местного самоуправления Нижегородской области. Этим же Законом устанавливается, что систему органов записи актов гражданского состояния на территории Нижегородской области составляют: государственный орган записи актов гражданского состояния - структурное подразделение администрации области, органы записи актов гражданского состояния органов местного самоуправления (ст. 4).

В соответствии со ст. 5 того же Закона государственная регистрация актов гражданского состояния на территории Нижегородской области осуществляется структурными подразделениями местных администраций районов городов области, районов города Нижнего Новгорода, городов районного значения, поселков, сельсоветов.

Проанализировав оспариваемый Закон области и нормы федерального законодательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что он противоречит Федеральному закону “Об актах гражданского состояния“, Гражданскому кодексу Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 47 ГК РФ органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния, порядок регистрации этих актов, порядок изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния, формы актовых книг и свидетельств, а также порядок и сроки хранения актовых книг определяются законом об актах гражданского состояния.

Органы, производящие государственную регистрацию актов гражданского состояния, в силу ст. ст. 1, 4 Федерального закона “Об актах гражданского состояния“ от 15.11.97 N 143-ФЗ определяются этим Федеральным законом, данными полномочиями наделяются органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского состояния на территории субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно.

Таким образом, указанным Законом установлено, что органы записи
актов гражданского состояния образуются органами государственной власти. Органы государственной власти не обладают правом образовывать в структуре органов местного самоуправления органы, осуществляющие государственную регистрацию актов гражданского состояния.

Вывод суда о том, что органы, обладающие полномочиями по государственной регистрации актов гражданского законодательства, могут быть образованы только в системе органов государственной власти, является правильным. Субъекты Российской Федерации наделены правом решать вопросы создания и деятельности этих органов лишь в той системе, в которой они определены Федеральным законом.

Довод кассационной жалобы о том, что субъект Российской Федерации вправе в силу ч. 2 ст. 132 Конституции РФ и п. 6 ст. 5 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ наделять органы местного самоуправления государственными полномочиями с одновременной передачей им необходимых для этого финансовых средств, нельзя признать правильным, поскольку субъекты Российской Федерации вправе наделять органы местного самоуправления только теми полномочиями, которыми обладают сами. В данном же случае органы государственной власти Нижегородской области наделены Федеральным законом “Об актах гражданского состояния“ (п. 1 ст. 4) полномочиями по образованию и организации деятельности органов записи актов гражданского состояния, а обжалуемым Законом области органы местного самоуправления наделены не указанными полномочиями, а полномочиями по осуществлению государственной регистрации актов гражданского состояния, в результате чего, вопреки положениям Федерального закона “Об актах гражданского состояния“, регистрацию актов гражданского состояния в области должны производить не органы записи актов гражданского состояния, которые должны быть образованы органами государственной власти, а органы местного самоуправления.

Исходя из изложенного, передача органам местного самоуправления Нижегородской области государственных полномочий по осуществлению регистрации актов гражданского состояния находится за пределами полномочий субъекта Российской Федерации.

Оснований, предусмотренных ст.
306 ГПК РСФСР, для отмены решения областного суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Нижегородского областного суда от 29 августа 2002 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Законодательного Собрания Нижегородской области - без удовлетворения.