Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 15.01.2002 N 56-Г01-29 Пункт 1 ст. 2 Закона Приморского края от 31.01.2000 N 79-КЗ “О налоге с продаж“ правомерно признан недействующим и не подлежащим применению не с момента его принятия, так как обжалуемые положения основаны на признанных неконституционными нормах федерального законодательства и по этой причине правильно признаны судом недействующими с того момента, который определен в постановлении Конституционного Суда РФ.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 января 2002 года

Дело N 56-Г01-29

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 15 января 2002 г. по кассационным жалобам С., Законодательного Собрания Приморского края и администрации Приморского края на решение Приморского краевого суда от 18 октября 2001 года дело по заявлению С. о признании противоречащим ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ пункта 1 ст. 2 Закона Приморского края от 31.01.2000 N 79-КЗ “О налоге с продаж“.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

С. обратился в суд с заявлением о признании противоречащим ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ пункта 1 ст. 2 Закона Приморского края от 22.02.1999 N 35-КЗ “О налоге с продаж“ (в редакции от 31.01.2000 N 79-КЗ), ссылаясь на то, что п. 3 ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ устанавливает перечень товаров, стоимость которых подлежит обложению налогом с продаж, и перечень товаров (работ, услуг), стоимость которых не является объектом обложения данным налогом. При этом в перечне товаров не первой необходимости, стоимость которых является объектом налогообложения, указано, что объектом налогообложения могут являться и другие товары и услуги по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации. По мнению заявителя, формулировка п. 3
ст. 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ обязывает законодательные (представительные) органы субъектов РФ устанавливать конкретные перечни товаров или услуг не первой необходимости, стоимость которых подлежит обложению налогом с продаж. В нарушение требований Федерального закона Дума Приморского края в Законе “О налоге с продаж“ такого перечня не установила. В первоначальной редакции Приморского Закона “О налоге с продаж“ в п. 1 ст. 2 Закона было предусмотрено, что объектом налогообложения признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно - подакцизный товар, дорогостоящая мебель, радиотехника, одежда, деликатесные продукты питания, автомобили, меха, ювелирные изделия, видеопродукция и компакт - диски, услуги туристических фирм, связанные с поездками за пределы Российской Федерации (за исключением стран СНГ), услуги по рекламе, услуги трех-, четырех-, пятизвездочных гостиниц, услуги по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес - класса и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах “Люкс“ и “СВ“, другие товары и услуги не первой необходимости, кроме товаров (работ, услуг), которые подпадают под действие пункта 2 настоящей статьи. В последующем п. 1 ст. 2 Закона Приморского края “О налоге с продаж“ был изменен, и в редакции от 31.01.2000 N 79-КЗ формулировка определения налогообложения была изменена: объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, за исключением товаров (работ, услуг), указанных в п. 2 настоящей статьи.

Таким образом, в указанном Законе в качестве объекта налогообложения указаны все товары, работы, услуги (кроме отдельно перечисленных в небольшом количестве) независимо от того, первой или не первой необходимости они
являются.

Заявитель просил признать противоречащим федеральному законодательству п. 1 ст. 2 Закона Приморского края от 22.02.1999 N 35-КЗ и недействующим с момента его принятия.

Решением Приморского краевого суда от 18 октября 2001 года заявление было удовлетворено частично: суд признал недействующим и не подлежащим применению пункт 1 ст. 2 Закона Приморского края от 22.02.99 N 35-КЗ (в ред. Закона от 31.01.2000 N 79-КЗ) “О налоге с продаж“ в части распространения объекта налогообложения на стоимость товаров (услуг, работ), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, за исключением товаров (работ, услуг), указанных в пункте 2 настоящей ст. 2 Закона Приморского края, как противоречащий федеральному законодательству не позднее 1 января 2001 года.

В кассационных жалобах Законодательного Собрания Приморского края и администрации Приморского края поставлен вопрос об отмене решения как вынесенного с нарушением норм материального права.

В кассационной жалобе С. поставлен вопрос об изменении решения и о признании оспариваемой нормы краевого Закона недействующей с момента ее принятия. Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

В соответствии со ст. 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам налогообложения не могут противоречить федеральному законодательству. В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (с последующими изменениями и дополнениями) плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью,
созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, а именно: стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных продуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видеопродукции и компакт - дисков, услуг туристических фирм, связанных с поездками за пределы РФ (за исключением стран СНГ), услуг по рекламе, услуг трех-, четырех- и пятизвездочных гостиниц, услуг по пассажирским авиаперевозкам в салонах первого и бизнес - классов и пассажирским железнодорожным перевозкам в вагонах классов “Люкс“ и “СВ“, а также других товаров и услуг не первой необходимости по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации.

Не является объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, картофеля, продуктов детского и диабетического питания, детской одежды и обуви, лекарств, протезно - ортопедических изделий, жилищно - коммунальных услуг, а также услуг по сдаче в наем населению государственных или муниципальных жилых помещений, а также по предоставлению жилья в общежитиях; услуг в сфере культуры и искусства, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и организациями культуры и искусства (театры, кинотеатры, концертные организации и коллективы, клубные учреждения, включая сельские, библиотеки, цирки, лектории, планетарии, парки культуры и отдыха, ботанические сады, зоопарки) при проведении театрально - зрелищных, культурно - просветительских мероприятий, в том числе стоимость входных билетов и
абонементов; зданий, сооружений, земельных участков и иных объектов, относящихся к недвижимому имуществу и ценных бумаг; услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях и уходу за больными и престарелыми; услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования (за исключением такси), а также по перевозкам пассажиров в пригородном сообщении морским, речным, железнодорожным и автомобильным транспортом, услуг, предоставляемых кредитными организациями, страховщиками, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, оказываемых в рамках их деятельности, подлежащей лицензированию, а также услуг, предоставляемых коллегией адвокатов, ритуальных услуг похоронных бюро, кладбища и крематориев, проведения обрядов и церемоний религиозными организациями, услуг, оказываемых уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления, за которые взимаются соответствующие виды пошлин и сборов, товаров (работ, услуг), связанных с учебным, учебно - производственным, научным или воспитательным процессом и производимых государственными и муниципальными образовательными учреждениями, путевок (курсовок) в санаторно - курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, реализуемых для инвалидов, других товаров первой необходимости по перечню, устанавливаемому законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с целью недопущения снижения уровня жизни малообеспеченных групп населения.

Налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Устанавливая налог с продаж, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж.

Суд правильно истолковал указанные положения Федерального закона как устанавливающие специальный перечень товаров (работ, услуг) как первой, так и не первой необходимости, являющихся объектами налогообложения
по налогу с продаж; перечень товаров (работ, услуг), которые не могут являться объектами налогообложения по налогу с продаж, - товары и услуги первой необходимости; условие, при котором объектами налогообложения по налогу с продаж признаются товары и услуги по решению законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации, и обязывающие субъект Российской Федерации при введении на своей территории этого налога ввести четкие критерии определения объекта налогообложения путем принятия соответствующих перечней товаров как первой, так и не первой необходимости.

В противоречие Федеральному закону в п. 1 ст. 2 Закона Приморского края установлено, что налогом с продаж облагается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет, за исключением товаров (работ, услуг), указанных в пункте 2 настоящей статьи.

Вывод суда о том, что в краевом Законе в качестве объекта налогообложения незаконно указаны все товары, работы и услуги (кроме специально перечисленных товаров первой необходимости в п. 2 ст. 2 Закона), независимо от того, первой или не первой необходимости товарами они являются, является правильным.

Доводы кассационных жалоб Законодательного Собрания Приморского края и администрации Приморского края основанием для отмены законного решения суда быть признаны не могут потому, что сводятся к ошибочной правовой позиции, в соответствии с которой в отсутствие федерального закона о налоге с продаж субъект волен по своему усмотрению определять параметры данного вида налогообложения.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2001 года N 2-П “По делу о проверке конституционности положений подпункта “д“ пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ в редакции Федерального закона от 31 июля
1998 года “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, а также положений Закона Чувашской Республики “О налоге с продаж“, Закона Кировской области “О налоге с продаж“ и Закона Челябинской области “О налоге с продаж“ в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью “Русская Тройка“ и ряда граждан были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 55 (часть 3) и 57 положения частей первой, второй, третьей и четвертой пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ (в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года), а также основанные на них и воспроизводящие их положения Закона Чувашской Республики “О налоге с продаж“, Закона Кировской области “О налоге с продаж“ и Закона Челябинской области “О налоге с продаж“ как не обеспечивающие необходимую полноту и определенность регулирования налога с продаж, что порождает возможность его произвольного истолкования законодателями субъектов Российской Федерации и правоприменительной практикой.

Указанные положения должны быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и во всяком случае утрачивают силу не позднее 1 января 2002 года.

Обжалуемые положения Закона Приморского края основаны на признанных неконституционными нормах федерального законодательства и по этой причине правильно признаны судом недействующими с того момента, который определен в указанном постановлении Конституционного Суда Российской Федерации.

Довод кассационной жалобы С. о том, что суд ошибочно признал нормы оспариваемого краевого Закона недействующими с 1 января 2002 г., а не со дня его принятия, основан на ошибочном толковании норм материального права.
Суд правильно учел Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которым неконституционные положения федерального и регионального законодательства должны были быть приведены в соответствие с Конституцией Российской Федерации и утрачивают силу не позднее 1 января 2001 года.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Приморского краевого суда от 18 октября 2001 года оставить без изменения, кассационные жалобы С., Законодательного Собрания Приморского края и администрации Приморского края - без удовлетворения.