Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 17.05.2002 N 89-Г02-5 В удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу п. 28 приложения N 1 к Закону Тюменской области “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Тюменской области“ в части слов “в киосках“ отказано правомерно, поскольку оспариваемый Закон не регулирует правоотношения, отнесенные к полномочиям федерального законодательства.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 17 мая 2002 года

Дело N 89-Г02-5

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Корчашкиной Т.Е.,

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 17 мая 2002 г. гражданское дело по заявлению прокурора Тюменской области о признании недействующим п. 28 приложения N 1 к Закону Тюменской области “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Тюменской области“ в редакции Закона Тюменской области от 11 апреля 2001 года N 324 по кассационному протесту и.о. прокурора Тюменской области на решение Тюменского областного суда от 15 марта 2002 г., которым заявление прокурора Тюменской области о признании п. 28 приложения N 1 к Закону Тюменской области “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Тюменской области“ в редакции Закона Тюменской области от 11 апреля 2001 года N 324 в части слов “в киосках“ противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения в законную силу оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Ю.Г. Кебы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., не поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия

установила:

прокурор Тюменской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению п. 28 приложения N 1 к Закону Тюменской области “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в Тюменской области“ в редакции
Закона от 11 апреля 2001 года в части слов “в киоске“, сославшись на противоречие по ст. 2 Федерального закона “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“.

Представители Тюменской областной Думы и губернатора Тюменской области возражали против заявления прокурора.

Тюменским областным судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в кассационном протесте просит и.о. прокурора области, указывая, что судом неправильно истолкован и применен материальный закон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к его удовлетворению.

Федеральным законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ от 29.12.1995 (в редакции Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) предусмотрена возможность замены уплаты установленного законодательством РФ подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента. Указанным Федеральным законом к компетенции субъекта РФ отнесено установление конкретных ставок единого налога.

Во исполнение вышеназванного Федерального закона 10 июля 1996 года был принят Закон Тюменской области “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ с приложениями N 1 и N 2.

Пунктом 28 приложения N 1 к областному Закону предусмотрена годовая стоимость патента для индивидуальных предпринимателей от продажи винно-водочных изделий в киоске в размере 120 минимальных размеров оплаты труда на начало календарного года.

Оспаривая данную норму, прокурор в заявлении указывает, что она противоречит ст. 2 ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции“.

Разрешая заявление прокурора, суд правильно пришел к выводу, что законодательный орган субъекта РФ не вышел за пределы полномочий, предоставленных Федеральным законом “Об упрощенной системе налогообложения, учета
и отчетности для субъектов малого предпринимательства“, т.к. предметом правового регулирования областного Закона “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства“ является упрощенная процедура налогообложения для субъектов малого предпринимательства (в том числе и индивидуальных предпринимателей). Данный Закон не регулирует правоотношения по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. В данном Законе не должно раскрываться содержание таких понятий, как “спиртные напитки“, “винно-водочные изделия“, “алкогольная продукция“, поскольку это полномочия федерального законодательства и оспариваемым Законом не регулируются.

Утверждение прокурора о том, что устанавливая стоимость патента в зависимости от вида деятельности, областной законодатель допускает возможность продажи субъектами малого предпринимательства спиртных напитков с содержанием этилового спирта более 13 процентов объема готовой продукции в киосках, неправомерно и не вытекает из положений оспариваемого правового акта.

Указанные прокурором обстоятельства урегулированы Федеральным законом “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции“ от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 07.01.1999 N 18-ФЗ, 29.12.2001 N 186-ФЗ), действие которого распространяется на граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции, и который устанавливает запрет на розничную продажу в киосках спиртных напитков с содержанием объема этилового спирта более 13 процентов. Судом юридически значимые обстоятельства определены и установлены правильно, решение постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований для его отмены в кассационном порядке не имеется.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 306, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, а не статьи 305, 311 Гражданского процессуального кодекса РСФСР.

Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст.
ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ

определила:

решение Тюменского областного суда от 15 марта 2000 г. оставить без изменения, кассационный протест и.о. прокурора Тюменской области без удовлетворения.