Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2002 N 51-Г02-53 Отдельные положения Закона Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“ N 46-ЗС от 10.07.2002 правомерно признаны недействующими, так как они противоречат федеральному законодательству об административных правонарушениях и приняты с превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 декабря 2002 года

Дело N 51-Г02-53

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Корчашкиной Т.Е.,

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 20 декабря 2002 г. гражданское дело по заявлениям прокурора Алтайского края о признании недействующими главы 1; статей 48; 84; пункта 3 статьи 86; пунктов 1, 9 - 14 статьи 83 Закона Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“ N 46-ЗС от 10 июля 2002 года по кассационному протесту прокурора, участвующего в деле, и кассационной жалобе Алтайского краевого Совета народных депутатов на решение Алтайского краевого суда от 1 октября 2002 г., которым заявление прокурора Алтайского края удовлетворено частично.

Признаны недействующими со дня вступления решения в законную силу статья 48; пункты 1, 9 - 14 статьи 83; статья 84; пункт 3 статьи 86 Закона Алтайского края N 46-ЗС от 10 июля 2002 года “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“.

В остальной части заявления прокурора отказано.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Ю.Г. Кебы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Засеевой Э.С., полагавшей решение оставлению без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Алтайского края обратился в суд с вышеуказанными требованиями, указывая, что оспариваемые положения Закона Алтайского края “Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края“ N 46-СЗ от 10 июля 2002
г. противоречат действующему федеральному законодательству и приняты с превышением полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица возражала против заявленных требований, кроме ч. 3 ст. 86, указывая, что оспариваемые положения Закона края не противоречат федеральному законодательству.

Алтайским краевым судом постановлено указанное решение, об отмене которого в части отказа в признании недействующей главы 1 Закона края просит прокурор, участвующий в деле, ссылаясь на то, что она противоречит ст. ст. 1.3, 2.1, 2.3, 2.9, 3.2, 3.5 Кодекса РФ “Об административных правонарушениях“.

В кассационной жалобе Алтайский краевой Совет народных депутатов просит об отмене решения в удовлетворенной части заявления прокурора, считая, что судом неправильно применен материальный закон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных протеста и жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований к их удовлетворению.

В соответствии со статьей 72 п. “к“ Конституции Российской Федерации административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по вопросам совместного ведения (статья 76 Конституции РФ).

Статьей 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях разграничены предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в соответствии с которой к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; порядка производства по делам об административных правонарушениях,
в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

В главе 1 оспариваемого Закона “Общие положения“ приведены нормы о понятии административного правонарушения; возрасте, по достижении которого наступает административная ответственность; видах административных наказаний, применяемых по настоящему Закону; основаниях освобождения от административной ответственности при малозначительности административных правонарушений.

Отказывая прокурору в удовлетворении требований в этой части, суд обоснованно пришел к выводу, что оспариваемые нормы Закона края каких-либо новых правоотношений не регулируют, а воспроизведение в законе субъекта РФ отдельных положений федерального закона само по себе не может быть расценено как противоречие этому закону.

Статьей 48 Закона Алтайского края предусмотрена административная ответственность граждан за нарушение правил торговли на рынках, которое выражается в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств, качества продовольственных товаров или иной обман потребителей на рынках, а равно за иное нарушение правил торговли на рынках.

Статьями 84 и п. 3 ст. 86 установлены сроки составления протокола об административном правонарушении, порядок составления протокола о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Пунктами 1, 9 - 14 статьи 83 предусмотрено, что протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Законом, вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции); комитета природных ресурсов по Алтайскому краю и его структурных подразделений; комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Алтайскому краю и его органов; Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Алтайскому краю; управления Государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей по Алтайскому краю; Государственной инспекции по маломерным судам Алтайского края; Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Алтайского края.

Признавая недействующей статью 48 Закона края, суд правомерно пришел
к выводу, что данные правоотношения урегулированы ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при этом обоснованно указал, что из содержания оспариваемой нормы не усматривается, что она распространяется только на граждан, не являющимися индивидуальными предпринимателями и не состоящих в трудовых отношениях с торговыми организациями и не относящихся к категории должностных лиц.

Пунктом 4 статьи 1.3, статьей 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что в соответствии с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти настоящий Кодекс определяет подведомственность дел об административных правонарушениях федеральным органам исполнительной власти.

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается федеральными органами исполнительной власти.

Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, составляются должностными лицами, уполномоченными соответствующими субъектами Российской Федерации.

Доводы представителя заинтересованного лица о том, что поскольку как административное законодательство, так и защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности, осуществляемая в том числе органами внутренних дел; охрана природы, в том числе уничтожение редких животных или растений, осуществляемая органами природных ресурсов; земельное законодательство, а также контроль за использованием и охраной земель, осуществляемое органами по землеустройству; защита права на труд, осуществляемые органами службы занятости населения; защита прав потребителей, осуществляемая и органами государственной инспекции по торговле; обеспечение безопасности на водоемах, осуществляемые органами инспекции по маломерным судам; защита от чрезвычайных или аварийных ситуаций,
осуществляемая органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, в соответствии с Конституцией РФ относятся к совместному ведению, названные органы имеют двойное подчинение, а именно подчиняются как соответствующему министерству, так и исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем представительный орган субъекта Российской Федерации вправе поручить названным органам составление протоколов об административных правонарушениях по курируемы ими вопросам, несостоятельны, поскольку оспариваемые положения статьи 83 Закона затрагивают вопросы деятельности федеральных органов власти, что, как указано выше, отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Данных о том, что полномочия в рассматриваемой сфере федеральными органами исполнительной власти передавались органам исполнительной власти Алтайского края, не имеется и суду не представлено.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты как не основанные на законе и не подтверждены материалами дела.

Нормы материального и процессуального права применены правильно, предусмотренных ст. 306 ГПК РСФСР оснований к отмене решения суда в кассационном порядке не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Алтайского краевого суда от 1 октября 2002 г. оставить без изменения, кассационный протест прокурора, участвующего в деле, и кассационную жалобу Алтайского краевого Совета народных депутатов - без удовлетворения.