Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 20.03.2002 N 39-О02-10 Определение о направлении для дополнительного расследования уголовного дела о краже, разбое, грабеже, убийстве оставлено без изменения, так как правовая оценка, данная органами следствия в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении, не соответствует установленным следователем обстоятельствам совершения преступлений, инкриминируемых подозреваемому.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 20 марта 2002 г. N 39-О02-10

Судья Бурундукова Т.М.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации

в составе:

председательствующего Галиуллина З.Ф.

судей Валюшкина В.А. и Ахметова Р.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 марта 2002 года уголовное дело по частной жалобе М. на определение Курского областного суда от 10 января 2002 года, по которому уголовное дело в отношении

М.,

обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст. ст. 158 ч. 2 п. п. “а“, “в“, 161 ч. 2 п. п. “а“, “б“, “в“, 105 ч. 2 п. п. “в“, “ж“, “д“, “з“, “к“ и 162 ч. 2 п. п. “а“, “б“, “в“ УК РФ, направлено
для дополнительного расследования.

По этому же определению дело для дополнительного расследования направлено и в отношении М.А., которое в отношении него не обжаловано и не опротестовано.

Заслушав доклад судьи Валюшкина В.А., заключение прокурора Башмакова А.М. об оставлении определения без изменения, судебная коллегия

установила:

органами следствия М. обвиняется в тайном хищении имущества Ж., совершенном 25 декабря 2000 года, в открытом хищении ее же имущества 31 января 2001 года, в разбойном нападении на нее и умышленном причинении ей смерти, совершенном 1 февраля 2001 года.

Удовлетворив ходатайство прокурора, суд направил дело для дополнительного расследования, поскольку имеются основания для изменения обвинения на более тяжкое, указав на то, что в результате действий, инкриминируемых М. по эпизоду от 1 февраля 2001 года, наступила смерть потерпевшей, то есть, его действия по данному эпизоду следовало квалифицировать по п. “в“ ч. 3 ст. 162 УК РФ. Кроме того, органами следствия не дано правовой оценки инкриминируемого М. удара бутылкой по голове потерпевшей. Не получили правовой оценки и показания М. на предварительном следствии в той части, что в доме потерпевшей они искали деньги и спиртное, а нашли только 0,5 литра вина.

В частной жалобе М., анализируя добытые по делу доказательства, выражает несогласие с решением суда о направлении дела для дополнительного расследования и просит разобраться.

Проверив дело, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит определение суда законным и обоснованным.

В соответствии с требованиями ст. ст. 143, 144 УПК РСФСР при наличии достаточных доказательств, дающих основание для предъявления обвинения в совершении преступления, следователь выносит мотивированное постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого. При этом в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого должно
быть указано преступление, в совершении которого обвиняется данное лицо, с указанием времени, места и других обстоятельств совершения преступления, поскольку они установлены материалами дела, а также уголовный закон, предусматривающий данное преступление.

Аналогичные требования предъявляются и к обвинительному заключению, составляемому в соответствии с требованиями ст. 205 УПК РСФСР.

Между тем, правовая оценка, данная органами следствия в постановлении о привлечении М. в качестве обвиняемого и в обвинительном заключении, не соответствует установленным следователем обстоятельствам совершения преступлений, инкриминируемых М.

При таких данных суд обосновано возвратил дело для дополнительного расследования, указав на необходимость изменения предъявленного М. обвинения в соответствии с обстоятельствами, установленными органами следствия.

Что касается доводов М., то их нельзя признать убедительными, поскольку доказательства, на которые он ссылается в частной жалобе, подлежат оценке в соответствии с требованиями ст. 71 УПК РСФСР.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 339 УПК РСФСР, судебная коллегия

определила:

определение Курского областного суда от 10 января 2002 года в отношении М. оставить без изменения, а частную жалобу - без удовлетворения.