Решения и определения судов

Постановление ФАС Московского округа от 15.09.2004 N КА-А40/7850-04 Деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 сентября 2004 г. Дело N КА-А40/7850-04“

(извлечение)

ИМНС РФ N 4 по ЦАО г. Москвы обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании штрафа с Государственного учреждения “Российская академия художеств“ в связи с неуплатой сбора, предусмотренного Законом РФ от 02 апреля 1993 г. N 4737-1 “О сборе за использование наименований “Россия“, “Российская Федерация“ и образованных на их основе слов и словосочетаний.“

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02 марта 2004 г. ИМНС РФ N 4 по ЦАО г. Москвы было отказано в удовлетворении
требований.

Постановлением апелляционной инстанции от 18 мая 2004 г. решение суда первой инстанции было оставлено без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.

Податель кассационной жалобы, Инспекция, просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение со ссылкой на Закон Российской Федерации от 02 апреля 1993 г. N 4737-1 (том 2, л. д. 20 - 21).

Отзыв представлен на кассационную жалобу и приобщен к материалам дела.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, полагает, что оснований для отмены нет по следующим обстоятельствам.

В статье 1 Закона “О сборе за использование наименований “Россия“, “Российская Федерация“ и образованных на их основе слов и словосочетаний“ от 02 апреля 1993 г. N 4737-1 приведен исчерпывающий перечень организаций, не являющихся плательщиками сбора, среди которых указаны бюджетные учреждения и организации, полностью финансируемые из республиканского бюджета Российской Федерации. Академия является государственным бюджетным учреждением, финансируемым через федеральное казначейство. В статье 161 Бюджетного кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ говорится, что бюджетным учреждением является организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В этой же статье сказано, что бюджетное учреждение, подведомственное федеральным органам исполнительной власти, использует бюджетные средства исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством Российской Федерации. Все счета Российской академии художеств находятся в Отделении федерального казначейства по СВАО г. Москвы.

На основании пункта 1 устава Академия является учреждением культуры - отраслевой
академией наук в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна и художественного образования. Руководствуясь ст. 47 Закона РФ от 09 октября 1992 г. N 3612-1 “Основы законодательства Российской Федерации о культуре“ деятельность некоммерческих организаций культуры по реализации предусмотренных уставом производимой продукции, работ и услуг относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данной организации на нужды обеспечения, развития и совершенствования основной деятельности. Исходя из этого уставная деятельность Академии, приносящая доход, не может расцениваться как предпринимательская и соответственно не входит в налогооблагаемую базу сбора за использование наименований “Россия“, “Российская Федерация“ и образованных на их основе слов и словосочетаний.

В действиях налогоплательщика не установлено вины и нарушений норм налогового законодательства. Доводы кассационной жалобы исследовались судом. Фактические обстоятельства дела оценены применительно к предмету спора.

Согласно ст. 108 Налогового кодекса Российской Федерации никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

Согласно ст. 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при отсутствии события налогового правонарушения.

Событие налогового правонарушения не установлено судом.

Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

Согласно ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить судебный акт, принятый судами первой и апелляционной инстанций, лишь в случае, когда такой судебный акт содержит выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, а также если он принят с нарушением либо неправильным применением
норм материального или процессуального права.

При проверке принятого по делу решения и постановления Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены или изменения судебных актов.

Руководствуясь ст. ст. 284 - 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 02 марта 2004 года и постановление от 18 мая 2004 года Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-53077/03-127-609 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ N 4 по Центральному административному округу г. Москвы - без удовлетворения.