Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 05.07.2002 N 49-Г02-51 Требование военнослужащего о перерасчете пенсии с учетом районного коэффициента 1,7, установленного к заработной плате работникам непроизводственной сферы, проживающим в закрытом административно-территориальном образовании, удовлетворено правомерно, так как пенсионерам из числа военнослужащих пенсия подлежит выплате с учетом этого коэффициента.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июля 2002 года

Дело N 49-Г02-51

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Харланова А.В.,

Потапенко С.В.

рассмотрела в судебном заседании 5 июля 2002 г. гражданское дело по кассационной жалобе военного комиссариата Республики Башкортостан на решение Верховного суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2001 г. по жалобе О. на действия военного комиссариата Республики Башкортостан.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Харланова А.В., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

пенсионер из числа военнослужащих О. обратился в суд с исковым заявлением к военному комиссариату РБ с требованиями о перерасчете ему пенсии с учетом районного коэффициента 1,7, установленного к заработной плате работникам непроизводственной сферы, проживающим в ЗАТО г. Межгорье. В обоснование своего требования он указал на то, что проживает и проходил военную службу в закрытом административно-территориальном образовании (далее - ЗАТО) г. Межгорье, откуда и был уволен в запас в соответствии с Законом РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“. Согласно Постановлению ЦК КПСС и совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561, Постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 июня 1978 г. N 487-152 и Указу Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 г. N 687 для работников производственной и непроизводственной сферы в ЗАТО г. Межгорье к заработной плате
установлен районный коэффициент 1,7. Однако ответчиком при назначении и выплате пенсий ее начисления производились без учета указанного районного коэффициента.

Он проживает и получает пенсию в ЗАТО Межгорье, обращался в военный комиссариат Республики Башкортостан по вопросу перерасчета пенсии с учетом районного коэффициента, но ему было отказано в этом.

В судебном заседании 16 мая 2001 г. и 21 сентября 2001 г. заявитель уточнил свои требования и просил признать неправомерными действия военного комиссариата РБ об отказе произвести ему перерасчет начисленной пенсии с учетом районного коэффициента 1,7, установленного к заработной плате работникам непроизводственной сферы ЗАТО Межгорье, и просил обязать Военный Комиссариат Республики Башкортостан произвести перерасчет выплачиваемой пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 с момента назначения ему пенсии и произвести перерасчет выплачиваемой пенсии на период его проживания в ЗАТО Межгорье, а также просил взыскать моральный вред за несвоевременное назначение и выплату пенсии.

О. в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель военного комиссариата РБ Пичугина И.В. предъявленные требования заявителя не признала и пояснила, что в ЗАТО г. Межгорье установлен районный коэффициент 1,15, а поэтому пенсия заявителю должна выплачиваться с этим коэффициентом.

Решением Верховного суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2001 г. жалоба О. удовлетворена.

В кассационной жалобе военного комиссариата Республики Башкортостан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Закон Российской Федерации “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях
и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ N 4468-1 принят 12.02.1993.

Согласно Закону Российской Федерации от 12 февраля 1983 г. (с последующими изменениями) “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“ пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающих в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Как установлено судом, заявитель проходил воинскую службу в воинских частях, дислоцированных в Белорецке-15 (впоследствии преобразованном в ЗАТО г. Межгорье) в 1986 - 1989 гг. Эти воинские части принимали участие в строительстве объектов ЗАТО г. Межгорье, в том числе и комбината. Заявитель проживает в ЗАТО г. Межгорье. О. был уволен в запас с действительной военной службы с 02.04.99. Ему была назначена пенсия в соответствии с Законом РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей“.

Данные обстоятельства подтверждены исследованными в судебном заседании личным делом заявителя и копиями приказов и расчетов по назначению пенсии, приобщенными к делу.

Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561 “О строительстве Байкал-Амурской железнодорожной магистрали“ (приложение N 9) к заработной плате работникам БАМа был установлен районный коэффициент 1,7.

Постановлением ЦК КПСС и Совета
Министров СССР от 19 июня 1978 г. N 487-152 на всех работников, занятых на строительстве и обслуживании в районах строительства объекта, расположенного в г. Белорецке-15 (ныне ЗАТО г. Межгорье), выполняющих госзаказ независимо от ведомственной принадлежности, были распространены условия оплаты труда и льготы, предусмотренные Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. (приложение N 9).

Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 1995 г. N 687 за лицами, проживающими и работающими в ЗАТО, были сохранены ранее предоставленные льготы.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 г. “О закрытом административно-территориальном образовании“, названным выше Указом Президента Российской Федерации министром обороны РФ и Премьер-министром РБ 1 декабря 1995 г. было утверждено “Положение о правовом режиме функционирования закрытого административно-территориального образования - г. Межгорье“, действующее до настоящего времени.

В силу данного Положения на работников предприятий и организаций, расположенных на территории г. Межгорье и занятых выполнением государственного заказа, а также на работников местной власти и их структурных подразделений, муниципальных организаций, предприятий и учреждений, контролирующих и обслуживающих органов распространяются действующие на объекте льготы и надбавки к заработной плате, пенсионному обеспечению и мерам социальной защиты. Для работников учреждений, организаций, предприятий и участков, передаваемых в ведение администрации г. Межгорье, сохраняются действующие в 1995 г. система оплаты труда и размеры должностных окладов и тарифных ставок.

Поскольку Постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 г. N 561 и от 19 июня 1978 г. N 487-152 установлен районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников, не только занятых на строительстве, но и обслуживании в районе строительства объекта
(то есть непроизводственных отраслей), а Указом Президента РФ от 8 июля 1995 г. N 687 сохранена эта льгота, то суд правильно исходил из того, что имеются Постановления Правительства и Указ Президента в отношении установления районного коэффициента 1,7 к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, проживающих на территории ЗАТО г. Межгорье.

Начисление к заработной плате коэффициента 1,7 не только работникам, занятым на строительстве объекта, подтверждается показаниями свидетеля Мочалова С.Л. - первого заместителя главы администрации г. Межгорье, данными в судебном заседании в апреле 1999 г., из которых следует, что всем работникам на территории ЗАТО г. Межгорье, включая и работников непроизводственных отраслей, к заработной плате устанавливается районный коэффициент 1,7.

Согласно справке администрации ЗАТО г. Межгорье и письму начальника Департамента кадров и обеспечения органов финансовой системы Министерства финансов Российской Федерации от 08.10.96 N 17-03-18/01 коэффициент 1,7 к заработной плате установлен для работников производственной и непроизводственной сферы.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что на территории ЗАТО г. Межгорье на период строительства объектов, в том числе комбината, установлен районный коэффициент 1,7 к заработной плате работников производственных и непроизводственных отраслей в отличие от районного коэффициента 1,15, установленного к заработной плате рабочих и служащих, проживающих в Республике Башкортостан. Судом установлено, что строительство объектов и комбината на территории ЗАТО г. Межгорье не закончено, что подтверждается письмом секретаря Совета Безопасности РФ от 2 марта 1999 г. N 21-414, письмом руководителя дирекции N 10 НПО “Архей“ от 6 апреля 1999 г. N 543, справкой НПО “Архей“ дирекции N 10 от 10 апреля 2001 г. N 100, письмом и.о.
первого заместителя начальника главного управления специальных программ Президента Российской Федерации от 28 июля 2000 г. N А41/51-666.

При таком положении суд правильно исходил из того, что на территории ЗАТО г. Межгорье установлен районный коэффициент к заработной плате 1,7, а поэтому пенсионерам из числа военнослужащих пенсия подлежит выплате с учетом этого районного коэффициента. То обстоятельство, что военнослужащим к заработной плате не был установлен районный коэффициент 1,7, не свидетельствует о том, что и пенсия не подлежит начислению с его учетом, поскольку это противоречило бы статье 48 Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“.

Письмо Министерства труда Российской Федерации N 6575-10л от 05.10.99 в Пенсионный фонд Российской Федерации, как правильно указал суд, не может служить доказательством того, что на территории ЗАТО г. Межгорье не установлен коэффициент 1,7, поскольку оно противоречит вышеприведенным Постановлениям Правительства и Указу Президента РФ.

Заявитель проживает на территории ЗАТО г. Межгорье (подтверждается справкой с места жительства), получает пенсию по месту жительства (подтверждается копией лицевого счета Сбербанка), что не оспаривалось сторонами.

Таким образом, поскольку заявитель является пенсионером из числа лиц, указанных в статье 1 Закона РФ “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей“, проживает в ЗАТО г. Межгорье, где работникам непроизводственных отраслей установлен к заработной плате районный коэффициент 1,7, то ему в соответствии со статьей 48 вышеуказанного Закона расчет пенсии должен производиться с учетом районного коэффициента 1,7.

При таком положении действия военного комиссариата РБ об отказе заявителю произвести
перерасчет получаемой им пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 на время его проживания в ЗАТО г. Межгорье правильно признаны неправомерными. Суд в связи с этим правильно обязал военный комиссариат РБ произвести перерасчет выплачиваемой заявителю пенсии с учетом районного коэффициента 1,7 со дня назначения пенсии.

Согласно ст. 58 Федерального закона “О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и организациях уголовно-исправительной системы, и их семей“ сумма пенсии, не полученной пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Исходя из изложенного, суд правильно указал в решении, что пенсия заявителю подлежит взысканию со 2 апреля 1999 г.

Вывод суда об уважительности пропуска заявителем срока на обращение в суд соответствует требованиям закона.

Нарушения норм материального права, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Верховного суда Республики Башкортостан от 23 ноября 2001 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу военного комиссариата Республики Башкортостан - без удовлетворения.