Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 07.05.2002 N 47-Г02-7 В удовлетворении заявления о признании недействительными пунктов 2, 3 Положения “Об условиях и порядке передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти“, утвержденного указом главы администрации Оренбургской области от 02.08.2001 N 24-ук, отказано правомерно, поскольку оспариваемое Положение принято в пределах полномочий субъекта РФ и федеральному законодательству не противоречит.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 7 мая 2002 года

Дело N 47-Г02-7

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Нечаева В.И.,

судей Горохова Б.А.,

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании 7 мая 2002 г. по кассационной жалобе Я.А. и Я.Ю. на решение Оренбургского областного суда от 30 января 2002 года дело по заявлению Я.А. и Я.Ю. о признании недействительными пунктов 2, 3 Положения “Об условиях и порядке передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти“, утвержденного указом главы администрации Оренбургской области от 2 августа 2001 г. N 24-ук.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

указом главы администрации Оренбургской области N 24-ук от 2 августа 2001 года было утверждено Положение “Об условиях и порядке передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти“.

Я.А. и Я.Ю. обратились в суд с заявлением о признании пунктов 2 и 3 Положения недействительными, указывая, что их деду Я.И. как участнику Великой Отечественной войны в ноябре 2000 года был предоставлен автомобиль “Ока“. Они все являлись членами одной семьи, вместе проживали и вели общее хозяйство, и после смерти деда автомобиль должен был остаться у них, однако в этом им было отказано со ссылкой на п. 2 Положения, где установлено, что к членам
семьи отнесены только супруг и дети инвалида. Возможность передачи автомобиля в собственность другим членам семьи умершего инвалида не предусмотрена, что заявители считают противоречащим федеральному законодательству.

Согласно абзацу 23 ст. 14 Федерального закона “О ветеранах“ в качестве льготы инвалиду и членам его семьи предусмотрена возможность передачи в собственность семьи умершего инвалида выданного ему ранее бесплатно автомобиля. Этот Закон в прежней редакции в настоящее время не действует, в Федеральном законе “О ветеранах“ в редакции от 02.01.2000 N 40-ФЗ такой нормы нет, однако в п. 3 ст. 11 этого Закона предусмотрено, что права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством Российской Федерации, не могут быть отменены без равноценной замены. Следовательно, по мнению заявителей, члены семьи умершего инвалида вправе оставить у себя выданный автомобиль. Кроме того заявители указали, что в паспорте транспортного средства Я.И. указан как собственник автомобиля, что дает им права претендовать на него, но не как наследникам, а по законодательству о ветеранах.

Решением Оренбургского областного суда от 30 января 2002 года заявление было оставлено без удовлетворения.

В кассационной жалобе Я.А. и Я.Ю. поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Согласно пп. “ж“ ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. В соответствии с пунктами 2 и 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым Российской Федерацией по предмету своего ведения или по предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, в противном случае действует федеральный закон.

Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона “О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации“ до принятия федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации приводятся в соответствие с принятым федеральным законом.

Поскольку федерального закона, регулирующего условия и порядок передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти, не имеется, оспариваемое заявителями Положение Оренбургской области принято в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что согласно п. 2 оспариваемого заявителями Положения “Об условиях и порядке передачи транспортного средства, выданного инвалиду в пользование бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти“ транспортное средство, выданное инвалиду в пользование бесплатно, в качестве средства реабилитации, в случае его смерти, может быть передано на основании приказа главного управления социальной защиты населения Оренбургской области в собственность членов семьи указанного инвалида, к числу которых относятся совместно проживающие с ним на день смерти дети и супруг (супруга).

Пунктом 3 Положения предусмотрено, что при отсутствии
у умершего инвалида перечисленных в пункте 2 настоящего Положения членов семьи автотранспортное средство подлежит возврату в главное управление социальной защиты населения Оренбургской области.

Суд правильно указал в решении на то, что 2 января 2000 года в Федеральный закон “О ветеранах“ были внесены изменения и дополнения. В новой редакции Закона нет нормы, дающий право членам семьи умершего инвалида оставлять у себя выданное инвалиду автотранспортное средство. В подпункте 20 п. 1 ст. 14 Федерального закона “О ветеранах“ указано, что выданное бесплатно инвалиду войны транспортное средство в случае его смерти может быть передано другому инвалиду, имеющему право на обеспечение транспортным средством, на условиях и в порядке, которые определяются субъектом Российской Федерации. В ст. 21 данного Закона нет нормы о социальной защите членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, а сам Закон направлен на защиту ветеранов, а не имущественных интересов членов их семей.

Суд правильно отметил в решении то обстоятельство, что в оспариваемом Положении были предусмотрены дополнительные по сравнению с федеральным законом права пережившего супруга и детей инвалида, что согласуется с правилами пунктов 4 и 5 ст. 11 Федерального закона “О ветеранах“. Положение не противоречит федеральным и областным законам, поскольку Положение Оренбургской области содержит социальную льготу, не предусмотренную федеральным законом. Устанавливая такую дополнительную льготу, субъект Российской Федерации вправе сам определить круг лиц, в отношении которых она распространяется.

Судебная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что оспариваемое заявителями Положение Указом главы администрации Оренбургской области от 1 апреля 2002 г. N 19-ук было признано утратившим силу, в связи с чем в настоящее время отсутствуют основания для прекращения действия этого
Положения в судебном порядке.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Оренбургского областного суда от 30 января 2002 года 7 мая 2002 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Я.А. и Я.Ю. - без удовлетворения.