Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 18.10.2004 N А56-5361/04 Поскольку налогоплательщик по объективным причинам не мог представить в ИМНС вместе с налоговой декларацией документы, подтверждающие обоснованность применения им ставки 0% по НДС, в связи с длительностью производственного цикла изготовления реализуемого на экспорт товара и представил такие документы после принятия инспекцией решения о привлечении его к налоговой ответственности, суд правомерно удовлетворил требование налогоплательщика о признании недействительным названного решения ИМНС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 октября 2004 года Дело N А56-5361/04“

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в Ф.И.О. А.В., судей Клириковой Т.В., Троицкой Н.В., при участии от открытого акционерного общества “Ленинградский судостроительный завод “Пелла“ начальника отдела Рейдерман А.М. (доверенность от 20.01.2004 N 10), от Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области начальника отдела Демидовой Е.И. (доверенность от 21.06.2004 N 03-06/6832), рассмотрев 14.10.2004 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области на решение от 11.03.2004 (судья Згурская М.Л.) и постановление апелляционной инстанции от
15.07.2004 (судьи Цурбина С.И., Градусов А.Е., Исаева И.А.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5361/04,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Ленинградский судостроительный завод “Пелла“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области (далее - Инспекция) от 28.08.2003 N 11 (10)-20/10678 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением от 11.03.2004, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.07.2004, требования Общества удовлетворены.

В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права. По мнению подателя жалобы, поскольку Общество не представило в Инспекцию документы, подтверждающие получение авансовых платежей по товарам с длительностью производственного цикла изготовления свыше 6 месяцев, то полученные денежные суммы следует включить в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за июнь 2003 года и исчислить НДС в соответствии с пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы жалобы, а представитель Общества представил отзыв и просил судебные акты оставить без изменения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке, и суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество заключило договор от 11.06.2003 о поставке на экспорт буксиров, длительность производственного изготовления которых превышает 6 месяцев и получило 20.06.2004 11240859 руб. авансовых платежей в счет будущих поставок товаров.

Общество представило в Инспекцию налоговую
декларацию НДС по ставке 0 процентов за июнь 2003 года, указав в графе “сумма авансовых и иных платежей, поступивших в счет операций по реализации на экспорт товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев“ - 11240859 руб.

Налоговый орган провел камеральную проверку представленной налоговой декларации по НДС за июнь 2003 года по ставке 0 процентов, а также приложенных документов (выписка из лицевого счета, мемориальный ордер, свифт-сообщение), по результатам которой принял решение от 28.08.2003 N 11 (10)-20/10678 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения (акт не составлялся, налогоплательщик о привлечении к налоговой ответственности не извещался).

Указанным решением Инспекция доначислила Обществу 1873477 руб. НДС, 35596 руб. 06 коп. пеней и привлекла Общество к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания 374695 руб. штрафа.

Налогоплательщик, не согласившись с указанным решением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.

Судебные инстанции, удовлетворяя требования Общества, исходили из того, что заявитель представил все необходимые документы, подтверждающие получение авансовых платежей по товарам с длительностью производственного цикла изготовления свыше 6 месяцев и обоснованно включило суммы авансовых платежей в налоговую базу по НДС по ставке 0 процентов за июнь 2003 года.

Кассационная инстанция считает, что суд правомерно и обоснованно удовлетворил заявление Общества.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153 - 158 Кодекса, увеличивается на суммы авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ или оказания услуг. Положения указанного подпункта не применяются в отношении авансовых или иных платежей,
полученных в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов в соответствии с подпунктами 1 и 5 пункта 1 статьи 164 Кодекса, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации).

Из текста абзаца 2 подпункта 1 пункта 1 статьи 162 Кодекса следует, что содержащаяся в нем норма носит бланкетный (отсылочный) характер, поскольку она непосредственно не устанавливает оснований, при наличии которых налогоплательщик вправе воспользоваться освобождением от уплаты налога на условиях, упомянутых в указанной норме, а предоставляет полномочия по их установлению Правительству Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2001 N 602 утверждены Порядок определения налоговой базы при исчислении налога на добавленную стоимость по авансовым и иным платежам, полученным организациями-экспортерами в счет предстоящих поставок товаров, облагаемых по налоговой ставке 0 процентов, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (далее - Порядок), и Перечень товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Порядка налогоплательщик освобождается от уплаты налога с авансовых и иных платежей только в случае представления комплекта документов, указанных в пункте 3 Порядка. Документы представляются в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией за соответствующий налоговый период.

Таким образом, обоснованность применения ставки ноль процентов связана с наличием у экспортера документа, подтверждающего длительность производственного цикла изготовления реализуемых на экспорт товаров (с указанием их наименования, срока изготовления, кода ТН ВЭД, присвоенного Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (далее - ГТК РФ), наименования организации-экспортера, номера и даты контракта, в соответствии с которым осуществляется поставка
на экспорт товаров), выданный Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации (далее - МЭРТ РФ) по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий Российской Федерации (далее - МПНТ РФ) или иными федеральными органами исполнительной власти, подписанный заместителями министров (руководителей) и заверенный круглой печатью этих министерств (органов). Указанный документ выдается в 2-недельный срок со дня обращения организации-экспортера.

В случае неподтверждения в установленном порядке применения налоговой ставки 0 процентов при реализации на экспорт товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше 6 месяцев, в счет оплаты которых были получены авансовые или иные платежи, эти товары подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как обоснованно установлено судебными инстанциями, после принятия Инспекцией решения от 28.08.2004 заявитель представил налоговому органу и в суд заключение МЭРТ РФ от 15.09.2004, заключение МПНТ РФ от 03.09.2004, письмо ГТК РФ от 25.07.2004, подтверждающие обоснованность применения ставки ноль процентов в связи длительностью производственного цикла изготовления реализуемого на экспорт товара - морского буксира проекта 16609 (листы дела 35 - 37).

В данном случае налоговый орган не учел, что налогоплательщик объективно не мог представить в налоговый орган вместе с декларацией названные документы, подтверждающие обоснованность применения ставки ноль процентов в связи длительностью производственного цикла изготовления реализуемого на экспорт товара, поскольку договор заключен Обществом 10.06.2004, авансовые платежи поступили 20.06.2004, а 28.08.2004 налоговый орган без извещения налогоплательщика и без истребования у него названных документов принимает решение о привлечении его к ответственности.

Согласно статье 88 НК РФ и пункту 1 статьи 101 НК РФ камеральная проверка проводится в течение трех месяцев
со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов, о рассмотрении материалов проверки в случае привлечения налогоплательщика к ответственности он должен быть извещен заблаговременно. Эти положения Кодекса налоговым органом нарушены.

При таких обстоятельствах заявитель подтвердил обоснованность применения ставки 0 процентов по авансовым платежам за июнь 2003 года, в связи с чем Инспекция необоснованно доначислила Обществу 1873477 руб. НДС и привлекла его к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Руководствуясь статьями 286, 287 (подпункт 1 пункта 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 11.03.2004 и постановление апелляционной инстанции от 15.07.2004 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-5361/04 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 2 по Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

АСМЫКОВИЧ А.В.

Судьи

КЛИРИКОВА Т.В.

ТРОИЦКАЯ Н.В.