Решения и определения судов

Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2002 N 216-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Ф.И.О. и Ф.И.О. на нарушение их конституционных прав положениями статьи 15 Устава (Основного Закона) Курской области

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 июля 2002 г. N 216-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ

ЖАЛОБ ГРАЖДАН Ф.И.О. br>
И Ф.И.О. НА НАРУШЕНИЕ ИХ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 15 УСТАВА

(ОСНОВНОГО ЗАКОНА) КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя В.Г. Стрекозова, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, В.Д. Зорькина, С.М. Казанцева, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева,

рассмотрев в пленарном заседании вопрос о соответствии жалоб граждан П.М. Золотарева и А.А. Писарева требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“,

установил:

1. Граждане П.М. Золотарев и А.А. Писарев - представитель гражданина П.М. Золотарева
при рассмотрении дела в Ленинском районном суде города Курска в своих жалобах в Конституционный Суд Российской Федерации оспаривают конституционность положения статьи 15 Устава (Основного Закона) Курской области в редакции от 22 марта 1999 года, согласно которому на территории административно-территориальных единиц (районов) для осуществления полномочий государственной власти Курской области, исходя из принципа разделения властей, создаются представительный и исполнительный органы государственной власти района. Данное положение Устава оспаривается во взаимосвязи с положениями пунктов 1.1 и 4.2 Положения об администрации исполнительной государственной власти Глушковского района, которые предусматривают, что администрация района является структурным подразделением органов исполнительной государственной власти Курской области, а глава администрации района назначается и освобождается от должности губернатором Курской области.

Как следует из жалобы П.М. Золотарева и приложенных к ней документов, постановлением губернатора Курской области от 31 июля 2001 года он был освобожден от должности главы администрации Глушковского района за несоблюдение обязанностей и ограничений, установленных для государственных служащих. Ленинский районный суд города Курска решением от 4 декабря 2001 года отказал П.М. Золотареву в иске о восстановлении на работе, не согласившись, в частности, с мнением заявителя, что губернатор был неправомочен его увольнять.

По мнению заявителя, оспариваемые им положения, на основе которых он был освобожден от должности, нарушают его трудовые права, право на доступ к государственной службе и противоречат статьям 2, 5 (часть 3), 6, 10, 17, 18, 19 (часть 2), 32 (части 1, 2 и 4), 37 и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

Решением судебной коллегии по гражданским делам Курского областного суда от 19 ноября 2001 года и определением Судебной коллегии по гражданским делам
Верховного Суда Российской Федерации от 24 января 2002 года оставлены без удовлетворения жалобы А.А. Писарева о признании незаконным постановления губернатора Курской области о назначении Ф.Ф. Вербина на должность главы районной администрации.

А.А. Писарев в своей жалобе утверждает, что оспариваемыми нормами нарушаются его конституционные права избирать и быть избранным в органы государственной власти, в том числе территориальные, а назначение губернатором на их основе на должность главы администрации исполнительной государственной власти Глушковского района Ф.Ф. Вербина - противоречит статьям 2, 6 (часть 2), 5 (часть 3), 10, 11 (часть 3), 17, 18, 19 (часть 2), 32 (части 1, 2 и 4) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.

2. Конституционность статьи 15 Устава (Основного Закона) Курской области в редакции от 22 марта 1999 года уже оспаривалась Государственной Думой, по запросу которой Конституционным Судом Российской Федерации было принято определение от 4 ноября 1999 года. В нем со ссылкой на постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 января 1997 года по делу о проверке конституционности Закона Удмуртской Республики “О системе органов государственной власти в Удмуртской Республике“ указывалось, что положения этой статьи в той части, в какой они были конкретизированы положениями статьи 18 Устава об отнесении к администрации района сельских и поселковых администраций (пункт 1) и об избрании главы администрации района по представлению губернатора Курской области (пункт 2), являются аналогичными положениям, которые ранее были признаны неконституционными, и, следовательно, не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами и подлежат отмене в установленном порядке. Данный вывод со ссылкой на указанное определение был подтвержден Конституционным Судом Российской Федерации
в постановлении от 30 ноября 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Устава (Основного Закона) Курской области в редакции Закона Курской области от 22 марта 1999 года “О внесении изменений и дополнений в Устав (Основной Закон) Курской области“.

3. 2 октября 2001 года был подписан принятый 27 сентября 2001 года Курской областной Думой новый Устав Курской области, со дня вступления в силу которого утратил силу прежний Устав (Основной Закон) Курской области, в том числе оспариваемое положение его статьи 15.

По смыслу части второй статьи 43 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ обязанность Конституционного Суда Российской Федерации по жалобе гражданина проверить на соответствие Конституции Российской Федерации содержание норм недействующего закона возникает лишь при условии, что производство в Конституционном Суде Российской Федерации начато до утраты оспариваемым актом юридической силы. А.А. Писарев направил в Конституционный Суд Российской Федерации жалобу 21 февраля 2002 года, а П.М. Золотарев - 2 марта 2002 года, т.е. уже после прекращения действия Устава (Основного Закона) Курской области. Проверка же правоприменительных решений, основанных на актах, утративших силу, отнесена законом к компетенции других судов.

Что касается положений нового Устава Курской области о принципах и порядке формирования органов публичной власти районов и других территорий, то проверка их соответствия Конституции Российской Федерации может быть осуществлена Конституционным Судом Российской Федерации по обращениям уполномоченных Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации“ органов и лиц.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде
Российской Федерации“, Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб граждан Ф.И.О. и Ф.И.О. поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в соответствии с которыми жалоба может быть признана допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

В.Г.СТРЕКОЗОВ

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ