Решения и определения судов

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29.05.2002 N 289п02пр Приговор по делу об убийстве в части назначения осужденному вида исправительной колонии отменен и дело в этой части передано на новое судебное рассмотрение, так как, будучи совершеннолетним, осужденный совершил особо тяжкие преступления и, следовательно, при назначении ему пожизненного лишения свободы подлежал направлению для отбывания наказания в исправительную колонию особого режима.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2002 г. N 289п02пр

Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - Радченко В.И.,

членов Президиума - Жуйкова В.М., Меркушова А.Е., Петухова Н.А., Свиридова Ю.А., Сергеевой Н.Ю., Смакова Р.М.

рассмотрел дело по протесту заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на приговор Верховного суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2000 года, по которому

Я., <...>, ранее не судимый,

осужден:

по п. п. “а“, “д“, “н“ ч. 2 ст. 105 УК РФ к пожизненному лишению свободы; по ч. 3 ст. 30 и п. п. “а“, “в“, “д“, “к“, “н“ ч. 2 ст. 105 УК РФ к 10 годам лишения свободы.

По совокупности
преступлений на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ окончательно определено пожизненное лишение свободы в исправительной колонии строгого режима.

Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2001 года приговор оставлен без изменения.

В протесте предлагается судебные решения в части назначения вида исправительного учреждения отменить и дело в этой части передать на новое судебное рассмотрение в порядке, предусмотренном ст. ст. 368, 369 УПК РСФСР.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Лизунова В.М. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., поддержавшего протест, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

установил:

согласно приговору, Я. признан виновным в совершении умышленного убийства 3-х лиц и в покушении на убийство малолетней потерпевшей.

Преступления, как указано в приговоре, совершены в г. Уфе Республики Башкортостан при следующих обстоятельствах.

31 декабря 1997 года Я. вернулся к себе домой по адресу: <...>, где между ним и его зятем С. возникла ссора по поводу квартиры, переросшая в драку, в ходе которой Я. взял со стола нож и на почве возникших личных неприязненных отношений с целью убийства нанес им удары в жизненно важные органы С., причинив тяжкий вред его здоровью, отчего С. скончался на месте происшествия.

Проснувшиеся от шума мать осужденного Я. - Таисия и жена потерпевшего С. - Марина пытались пресечь действия Я. В ответ Я. также на почве возникших личных неприязненных отношений, с целью убийства, проявляя особую жестокость, нанес им в жизненно важные органы несколько ударов ножом, причинив тяжкий вред их здоровью, отчего они скончались в больнице.

Затем Я. схватил проснувшуюся малолетнюю Катю и завел в спальную комнату, где, намереваясь совершить убийство,
с целью скрыть содеянное, нанес ей удар ножом в область шеи, положил на кровать и накрыл одеялом. В связи с своевременно оказанной медицинской помощью, то есть по независящим от воли Я. обстоятельствам, малолетняя Катя осталась жива.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации находит протест законным и обоснованным.

Материалами дела вина Я. установлена.

Вместе с тем судебные решения в части назначения ему вида исправительной колонии подлежат отмене.

В соответствии с п. “г“ ст. 58 УК РФ мужчинам, осужденным к пожизненному лишению свободы, отбывание наказания назначается в исправительных колониях особого режима.

Я., будучи совершеннолетним, 31 декабря 1997 года совершил особо тяжкие преступления и, следовательно, при назначении ему пожизненного лишения свободы подлежал направлению для отбывания наказания в исправительную колонию особого режима.

Однако суд, не приводя в приговоре мотивов указанного решения, назначил Я. для отбывания наказания колонию строгого режима, а не особого, как того требует закон, в связи с чем приговор в части назначения вида исправительной колонии подлежит отмене.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 378 п. 5 УПК РСФСР, Президиум Верховного Суда Российской Федерации

постановил:

приговор Верховного суда Республики Башкортостан от 6 сентября 2000 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 июля 2001 года в отношении Я. в части назначения ему вида исправительной колонии отменить и дело в этой части передать на новое судебное рассмотрение в порядке ст. ст. 368, 369 УПК РСФСР.