Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 06.11.2003 N А35-3889/03-С26 Нормы гражданского законодательства о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенности их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 6 ноября 2003 г. Дело N А35-3889/03-С26“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной ИМНС РФ N 8 по Курской области на Решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2003 по делу N А35-3889/03-С26,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция МНС России N 8 по Курской области обратилась в арбитражный суд с иском о ликвидации и исключении из государственного реестра крестьянского (фермерского) хозяйства Корнилова А.В., мотивируя заявленные исковые требования тем, что ответчик в течение длительного времени не представлял в налоговый орган по месту регистрации налоговые
декларации, бухгалтерскую отчетность и другие документы о результатах своей финансово-хозяйственной деятельности. Кроме того, в нарушение п. 3 ст. 126 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц“ от 08.08.2001 ответчик не подал в регистрирующий (налоговый) орган сообщение сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01.07.2002.

Решением Арбитражного суда Курской области от 29.07.2003 в удовлетворении иска отказано.

В апелляционном порядке законность судебного акта не проверялась.

В кассационной жалобе истец просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным, так как оно принято в нарушение норм материального права - ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, ФЗ РФ “О государственной регистрации юридических лиц“ N 129-ФЗ.

В судебное заседание кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, дело рассматривается в их отсутствии по правилам ч. 3 ст. 284 АПК РФ.

Изучив материалы дела, заслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованного судебного акта.

Разрешая спор, суд установил обстоятельства того, что 22.07.92 в соответствии с Постановлением главы администрации Щигровского района Курской области N 167 было зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство Курской области Корнилова А.В. Этим же постановлением главы администрации Щигровского района ответчику было предоставлено 61,7 га земель.

11.01.2001 на основании заявления Корнилова А.В., в соответствии с Постановлением главы администрации Щигровского района N 2, у крестьянского (фермерского) хозяйства Корнилова А.В. был изъят земельный участок в связи с добровольным отказом.

В соответствии с Постановлением главы администрации исполнительной государственной власти Щигровского района Курской области от 24.04.2003 прекращена деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства Корнилова А.В. Для ликвидации хозяйства создана ликвидационная комиссия.

Порядок прекращения деятельности крестьянского хозяйства регулируется специальной нормой материального права - ст. 33 Закона
РСФСР “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ от 22.11.90 N 348-1 в редакции от 21.03.2002, часть первая которой гласит, что решение о прекращении деятельности крестьянского хозяйства принимается районным (городским) Советом народных депутатов, правопреемником которого является соответствующая районная администрация.

Поскольку в отношении ответчика полномочным органом принято решение о его ликвидации и ведутся ликвидационные процедуры, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности заявленного истцом требования.

Кроме того, кассационная коллегия указывает следующее.

С введением в действие Гражданского кодекса Российской Федерации с 01.01.95 правовой статус крестьянского хозяйства изменился.

В отличие от Закона РСФСР от 22.11.99 “О крестьянском (фермерском) хозяйстве“ по Гражданскому кодексу крестьянское хозяйство юридическим лицом не является.

Это обстоятельство подтверждает ч. 2 ст. 23 ГК РФ, из которой следует, что глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

Федеральный закон N 52-ФЗ “О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации“ обязал крестьянские (фермерские) хозяйства произвести регистрацию изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой Кодекса.

Согласно ч. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Нормы Кодекса о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенности их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности.

Учитывая изложенное, к крестьянскому фермерскому хозяйству Корнилова А.В. не могут быть применены нормы гражданского законодательства о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным ст. 61 Гражданского
кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Курской области от 29.07.2003 по делу N А35-3889/03-С26 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.