Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 11.06.2003 N А64-5175/02-16 При исчислении суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 50% фактических расходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия, подлежат вычету непосредственно из сумм начисленного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 11 июня 2003 г. Дело N А64-5175/02-16“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Тамбова на Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.03.2003 по делу N А64-5175/02-16,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Тамбовский хлебозавод“ (далее по тексту - ОАО “Тамбовский хлебозавод“) обратилось в арбитражный суд с требованием о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Тамбова от 02.12.2002 N 05-06/107 в части доначисления налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 82856 руб., начисления пени
- 77288 руб., привлечения к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 16571 руб. (с учетом уточненных требований).

Инспекция МНС РФ по Советскому району г. Тамбова предъявила к ОАО “Тамбовский хлебозавод“ встречное заявление о взыскании штрафных санкций по налогу на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 16571 руб.

Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 04.03.2003 заявленные требования ОАО “Тамбовский хлебозавод“ удовлетворены. В удовлетворении встречного заявления отказано.

В апелляционную инстанцию решение не обжаловалось.

В кассационной жалобе Инспекция МНС РФ по Советскому району г. Тамбова просит решение суда отменить как принятое с нарушением норм материального права и вынести новое решение.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Инспекцией МНС РФ по Советскому району г. Тамбова проведена выездная налоговая проверка ОАО “Тамбовский хлебозавод“ по вопросам правильности исчисления, удержания, уплаты и перечисления налога на прибыль, налога на имущество, налога на пользователей автомобильных дорог, налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы за период с 01.01.99 по 31.12.2001; налога на добавленную стоимость, налога с продаж - с 01.01.99 по 30.06.2002; налога на доходы физических лиц - с 09.04.2002 по 01.07.2002; единого социального налога, страховых взносов - с 16.01.2001 по 01.07.2002, о чем составлен акт от 29.10.2002 N 05-06/143. По результатам проверки принято Решение от 02.12.2002 N 05-06/107, которым общество привлечено к налоговой ответственности по налогу на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы по п. 1 ст.
122 НК РФ в сумме 16571 руб., доначислен налог на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 82856 руб., налог на пользователей автомобильных дорог - 10304 руб., налог на добавленную стоимость - 5205 руб., начислена пеня за несвоевременную уплату налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы в размере 77288 руб., налога на пользователей автомобильных дорог - 348 руб.

Основанием для доначисления налога на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы, пени и применения штрафной санкции послужили выводы налоговой инспекции о необоснованном применении ОАО “Тамбовский хлебозавод“ в период с 01.05.2000 по 31.12.2000 льготы по данному налогу в размере 50% фактических затрат на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы.

Инспекция МНС РФ по Советскому району г. Тамбова исходя из положений Решения Тамбовской городской Думы от 05.04.2000 N 869 “О внесении изменений в Положение “О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы“ полагала, что Обществу при исчислении налога за оспариваемый период следовало применять налоговый вычет в размере 25% фактических расходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.

Не согласившись с выводами Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Тамбова, ОАО “Тамбовский хлебозавод “ обратилось в суд с настоящим заявлением.

Суд полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела и правильно применил нормы материального права, оценивая позиции сторон.

В соответствии со ст. 7 Положения “О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы“, утвержденного Решением Тамбовской городской Думы от 28.10.98 N 530, при исчислении суммы налога 50% фактических расходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятий и организаций или финансируемых ими
в порядке долевого участия, подлежат вычету непосредственно из сумм начисленного налога.

Решением Тамбовской городской Думы от 05.04.2000 N 869 “О внесении изменений в Положение “О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы“ внесены изменения в ст. 7 Положения, согласно которым при исчислении суммы налога 25% фактических расходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, находящихся на балансе предприятий и организаций или финансируемых ими в порядке долевого участия, подлежат вычету непосредственно из сумм начисленного налога.

При этом п. 2 указанного Решения определено, что оно вступает в силу с 01.05.2000.

Однако согласно ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

Согласно ст. 55 Налогового кодекса РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Вышеназванное Положение “О налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы“ не содержит отдельной нормы, определяющей налоговый период по налогу на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Вместе с тем на основании ст. 6 указанного Положения плательщики исчисляют сумму налога
по окончании квартала, полугодия, 9 месяцев и года нарастающим итогом с начала года с учетом ранее уплаченных платежей и вносят ее на счет городского бюджета по квартальным расчетам в пятидневный, а по годовым расчетам - в десятидневный срок со дня, установленного для представления бухгалтерского отчета и баланса за год, что позволяет сделать вывод о том, что налоговым периодом по данному налогу является календарный год.

Вносимые Решением Тамбовской городской Думы от 05.04.2000 N 869 изменения в ст. 7 Положения ухудшают положение налогоплательщика, поскольку увеличивается сумма платежа по налогу на содержание жилфонда и объектов социально-культурной сферы.

Следовательно, исходя из ст. 5 Налогового кодекса РФ, налоговым периодом, с которого начинают действовать внесенные в ст. 7 Положения изменения, следует считать 2001 год.

При таких обстоятельствах, у Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Тамбова отсутствовали законные основания для доначисления суммы налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы в сумме 82856 руб. за период с 01.05.2000 по 31.12.2000, пени в сумме 77288 руб. и применения штрафа в сумме 16571 руб.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.03.2003 по делу N А64-5175/02-16 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Советскому району г. Тамбова - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.