Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 28.04.2003 N А14-7061-02/226/25 Свифт-послание не значится в списке документов, служащих доказательством экспорта и поступления валютной выручки, которые должен представлять налогоплательщик для освобождения от НДС.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 28 апреля 2003 г. Дело N А14-7061-02/226/25“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Воронежа на Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Воронежской области от 16.01.2003 по делу N А14-7061-02/226/25,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Воронежский завод строительных алюминиевых конструкций“ (далее ОАО “ВЗАКС“) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным Решения Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Воронежа от 22.08.2002 N 379-02.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.11.2002 иск
удовлетворен в части доначисленного налога на добавленную стоимость в сумме 5132803 руб. и штрафа в размере 1026560 руб. В остальной части требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 16.01.2003 решение изменено.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить постановление апелляционной инстанции как вынесенное по недостаточно исследованным обстоятельствам и в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Воронежа проведена выездная налоговая проверка ОАО “ВЗСАК“ по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 01.01.99 по 31.12.2001, о чем составлен акт N 184 ДСП от 11.07.2002 и принято Решение N 379-02 от 22.08.2002 о доначислении ряда налогов, пени и применении санкций в порядке п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с указанным решением в части доначисления налога на добавленную стоимость, в том числе в сумме 43922 руб. по возмещению налога за октябрь 1999 г., в сумме 3888426 руб. по возмещению налога на добавленную стоимость за апрель - июнь 2000 г. по операциям с ООО “Компания “ЭлитСтрой“, в сумме 221152 руб. по экспортной поставке и в сумме 1244377 руб. - возмещение налога на добавленную стоимость в 1999 г. по оплаченным арендным платежам, а также в части применения штрафных санкций по этому налогу, ОАО “ВЗСАК“ обратилось с иском в суд.

Принимая решение о частичном удовлетворении заявления ОАО “ВЗСАК“ и признавая необоснованным доначисление 3888426 руб. налога на добавленную стоимость, суд правильно применил
нормы материального права, полно и всесторонне исследовал фактические обстоятельства спора.

В силу договоров поставки, заключенных между ОАО “ВЗСАК“ и ООО “Компания “ЭлитСтрой“, последнее реализовало в 2000 г. продукцию - слитки и столбы алюминиевые, что подтверждается первичными бухгалтерскими и платежными документами. Указанная продукция была использована ОАО “ВЗСАК“ в производстве, и налог на добавленную стоимость, фактически уплаченный поставщику по полученным товарам, отражен в бухгалтерской отчетности к возмещению, как то установлено п. 2 ст. 7 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“.

Основанием для признания налоговым органом неправомерным возмещения ОАО “ВЗСАК“ налога на добавленную стоимость в апреле 2000 г. - на сумму 927924 руб., в мае 2000 г. - на сумму 414478 руб., в июне 2000 г. - на сумму 2046024 руб., явилось то обстоятельство, что в ходе встречной проверки ООО “Компания ЭлитСтрой“ не нашел подтверждения факт отражения в учете выручки и уплаты налога поставщиком.

Суд обоснованно указал, что налоговое законодательство, действовавшее в проверяемом периоде, не ставило в зависимость право покупателя на возмещение налога на добавленную стоимость от уплаты налога в бюджет поставщиком.

Доначисляя налог на добавленную стоимость в сумме 1244377 руб. за 1999 г., инспекция исходила из того, что налог, включенный в состав арендной платы, не подлежит возмещению, поскольку договор аренды имущества не прошел государственную регистрацию.

Суд, оценивая позиции сторон по указанному спорному вопросу, обоснованно указал на то, что договор аренды недвижимого имущества, заключенный на срок менее одного года, в силу п. 2 ст. 651 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежит государственной регистрации. Фактические затраты во исполнение договора аренды были осуществлены ОАО “ВЗСАК“, что подтверждается бухгалтерскими документами
и не опровергается налоговой инспекцией, договор аренды сторонами не оспорен, переданное по нему имущество использовалось налогоплательщиком в производстве, что позволяло ему возмещать налог на добавленную стоимость.

Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требование ОАО “ВЗСАК“ в части признания недействительным решения налоговой инспекции о доначислении 43922 руб. налога на добавленную стоимость за 1999 г., апелляционная инстанция пришла к обоснованному выводу о том, что к моменту проведения проверки отсутствовала недоимка по налогу.

Основанием для доначисления 43922 руб. налога на добавленную стоимость явилось неправомерное возмещение ОАО “ВЗСАК“ указанной суммы из бюджета в октябре 1999 г. по материалам, полученным от общественной организации инвалидов ВГООИ “Социнвест“ и оплаченным встречной поставкой.

Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что поскольку ВГООИ “Социнвест“ не является плательщиком налога на добавленную стоимость и не выделяло суммы налога отдельной строкой в счетах-фактурах, ОАО “ВЗСАК“ неправомерно определяло налог на добавленную стоимость расчетным путем и отражало в учете к возмещению, завышая при этом дебетовый оборот.

Однако неправильное определение дебетового оборота не может объективно свидетельствовать о занижении или неуплате налога в целом.

Суд апелляционной инстанции установил, что к октябрю 1999 г. ОАО “ВЗСАК“ имело переплаты налога на добавленную стоимость, поэтому вывод об отсутствии оснований к доначислению налога на добавленную стоимость в спорный период и применению санкций следует признать правомерным.

Оценивая обстоятельства спора в части возмещения налога на добавленную стоимость по экспортной поставке, суд апелляционной инстанции правильно применил нормы материального права.

В соответствии с пп. а п. 1 ст. 5 Федерального закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ от налога на добавленную стоимость освобождаются экспортируемые товары, как собственного производства, так и
приобретенные.

Фактически, экспорт товара подтвержден ОАО “ВЗСАК“ ГТД 10808/140600/0000717 с отметкой таможенного органа на границе, а также подтвержден и Воронежской таможней, которая проводила проверку по данному контракту на ОАО “ВЗСАК“.

В банковской выписке Центрально-Черноземного банка г. Воронежа номер паспорта сделки соответствует номеру паспорта, прилагаемому к контракту N 003-06, заключенному с фирмой “Альфаметалл ГМБХ“.

Имеющиеся разночтения в свифт-послании не могут служить основанием для вывода налоговой инспекции о незаконности возмещения налога на добавленную стоимость ОАО “ВЗСАК“.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ свифт-послание не значится в списке документов, служащих доказательством экспорта и поступления валютной выручки, которые должен представлять налогоплательщик для освобождения от налога на добавленную стоимость.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 287, ст. 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Воронежской области от 16.01.2003 по делу N А14-7061-02/226/25 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по Железнодорожному району г. Воронежа - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.