Решения и постановления судов

Постановление ФАС Московского округа от 23.08.2004 N КА-А40/7037-04 Порядок государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению Федеральной энергетической комиссии России. Перечень коммерческих организаций, для которых тарифы на поставленную электрическую энергию устанавливаются этой комиссией, утверждается Правительством Российской Федерации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (определений, постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 23 августа 2004 г. Дело N КА-А40/7037-04“

(извлечение)

Ярославское открытое акционерное общество энергетики и электрификации “Ярэнерго“ (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным с даты принятия Постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации (далее - ФЭК России) от 10.09.03 N 73-э/1 в части, касающейся утверждения баланса производства и поставок электроэнергии и мощности ОАО “Нижноватомэнергосбыт“ на 4-й квартал 2003 года по Ярославской области.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОАО “Нижноватомэнергосбыт“; Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов по Ярославской области (далее - Департамент).

Решением от 27.04.04 в удовлетворении заявленного требования отказано.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.96 имеет N 793, а не N 798.



Требования о проверке законности решения от 27.04.04 в кассационной жалобе Общества основаны на том, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта арбитражным судом первой инстанции не применено Постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.96 N 798 “О федеральном (общероссийском) оптовом рынке электрической энергии (мощности)“. Неправильно применено Временное положение об основах формирования плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка, утвержденное Постановлением ФЭК России от 03.04.98 N 15/2, согласно которому проекты балансов электрической (тепловой) энергии и мощности без наличия согласования с региональными энергетическими комиссиями не принимаются. Арбитражным судом не учтено, что Общество - коммерческая организация - не входит в состав ЕЭС России, не является субъектом ФОРЭМ.

В отзыве на кассационную жалобу Федеральная служба по тарифам (правопреемник ФЭК России) возражала против содержащихся в кассационной жалобе доводов, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта.

Департамент в отзыве на кассационную жалобу поддержал содержащиеся в кассационной жалобе доводы и просил рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие своего представителя. Это ходатайство удовлетворено.

Явившиеся в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции, которое состоялось 16.08.04, представители других лиц, участвующих в деле, относительно кассационной жалобы дали следующие объяснения:

- представитель Общества объяснил, что доводы, содержащиеся в кассационной жалобе, поддерживает;

- представитель заинтересованного лица и представитель ОАО “Нижноватомэнергосбыт“, каждый в отдельности, объяснил, что возражает против доводов, содержащихся в кассационной жалобе, поскольку эти доводы неосновательны.

Законность решения от 27.04.04 проверена арбитражным судом кассационной инстанции в соответствии с требованиями, предъявляемыми статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражным судом первой инстанции в судебном заседании установлены следующие фактические обстоятельства.

Постановление от 10.09.03 N 73-7/1 об утверждении плановых балансов производства и поставок электрической (тепловой) энергии и мощности в рамках Единой энергетической системы России по субъектам оптового рынка на 4 квартал 2003 года принято ФЭК России.

ФЭК России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.11.95 N 1194 “О Федеральной энергетической комиссии России“, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.96 N 960 “Об утверждении положения о Федеральной энергетической комиссии России“ является федеральным исполнительным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции государственного регулирования на электрическую и тепловую энергию.



Следовательно, названное Постановление принято ФЭК России в пределах предоставленных этому органу исполнительной власти полномочий.

Упомянутое Постановление касается в том числе и утверждения баланса производства поставок электроэнергии и мощности на 4-й квартал 2003 года ОАО “Нижноватомэнергосбыт“.

ОАО “Нижноватомэнергосбыт“ Постановлением ФЭК России от 19.04.02 N 22/1 включено в перечень организаций - субъектов ФОРЭМ, которым тарифы на электрическую энергию устанавливаются ФЭК России.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон от 14.04.95 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, а не Закон “О тарифах“; Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.02 имеет N 226, а не N 228.

Принятие этого решения в отсутствие региональной энергетической комиссии не противоречит законодательству Российской Федерации, поскольку право на принятие окончательного решения по вопросам формирования балансов производства и поставки электрической (тепловой) энергии (мощности) по субъектам оптового рынка согласно абзацу 10 статьи 5 Закона “О тарифах“, пункту 10 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.02 N 228, принадлежит ФЭК России.

С учетом изложенного правовые основания для применения статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации при таких обстоятельствах отсутствуют.

Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из того, что ОАО “Нижноватомэнергосбыт“ является субъектом ФОРЭМ.

При этом арбитражный суд сослался на Постановление ФЭК России от 19.04.02 N 22/1.

Однако арбитражным судом не учтено, что на момент принятия названного Постановления действовал Федеральный закон от 14.04.95 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“.

В соответствии со статьей 15 названного Закона порядок государственного регулирования и применения тарифов устанавливается Правительством Российской Федерации по представлению ФЭК России. Перечень коммерческих организаций, для которых тарифы на поставленную электрическую энергию устанавливаются этой комиссией, утверждается Правительством Российской Федерации.

Между тем вопрос о том, утверждено ли Правительством Российской Федерации включение ОАО “Нижноватомэнергосбыт“ в Перечень коммерческих организаций - субъектов федерального (общероссийского) оптового рынка электрической энергии (мощности), тарифы на электрическую энергию (размер платы за услуги) для которых устанавливаются ФЭК России, арбитражным судом не выяснялся, в то время как выяснение этого вопроса имеет существенное значение для дела.

Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27 апреля 2004 года Арбитражного суда города Москвы по делу N А40-3603/04-122-46 отменить, дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.