Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 08.04.2002 N А09-4845/01-14 В исковых требованиях о признании недействительным ненормативного акта органа местного самоуправления в части предоставления третьему лицу земельного участка в аренду отказано правомерно, поскольку истцом не представлено доказательств выделения ему спорного земельного участка.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 8 апреля 2002 г. Дело N А09-4845/01-14“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу ГУП “Брянские фосфаты“ на решение от 05.11.2001 и постановление апелляционной инстанции от 08.02.2002 Арбитражного суда Брянской области по делу N А09-4845/01-14,

УСТАНОВИЛ:

ГУП “Брянские фосфаты“ обратилось с иском о признании недействительным постановления администрации г. Брянска N 85 от 28.01.2001 в части предоставления ЗАО “Агентство инвестиций в промышленность“ (далее - ЗАО “АИП“) в аренду на 49 лет земельный участок площадью 199320 кв. м под площадку для слива отстоя шламов от производства фосфоритной муки.

Решением
суда от 05.11.2001 по делу N А09-4845/14 исковые требования оставлены без удовлетворения.

Постановлением апелляционной инстанции от 08.02.2002 Арбитражного суда Брянской области решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе заявитель просит судебные акты отменить в связи с неправильным применением норм материального права и иск удовлетворить.

Исследовав материалы дела, ознакомившись с доводами, изложенными в жалобе, заслушав представителей сторон, третьих лиц, установлено следующее.

30.10.2000 между ГУП “Брянский фосфоритный завод“ и ЗАО “АИП“ заключен договор купли продажи обогатительной фабрики N 2 и площадки для слива отстоя от производства фосфоритной муки, являющейся согласно заключению ФГУП “Государственный научно - исследовательский институт горно - химического сырья“ при Министерстве промышленности, науки и технологий РФ от 14.10.2001 N 01-223 неотъемлемой частью производства.

Данный договор прошел государственную регистрацию.

Выделение земельного участка под приобретенный комплекс осуществлено на основании заявки покупателя от 30.10.2000 N 159/00, вышеупомянутого договора N 70 от 30.10.2000 и акта приема - передачи от 13.11.2000.

Спорный земельный участок под площадкой для слива находился в составе муниципальных земель запаса, в связи, с чем на основании п. 1 ст. 71 Закона РФ N 1550-1 “О местном самоуправлении в Российской Федерации“, ст. 8 Устава города Брянска, администрация г. Брянска приняла постановление N 85 от 28.01.2001, которым представлено ЗАО “АИП“ в аренду на 49 лет земельный участок площадью 199320 кв. м под площадку для отстоя шламов от производства фосфоритной муки.

Оспаривая принятые судебные акты, заявитель кассационной жалобы полагает, что площадка для слива отстоя от производства фосфоритной муки по согласованию с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству г. Брянска в ноябре 1999 года отведена ему в качестве временного земельного отвода на проведение
геолого-разведочных работ и выдана лицензия на право пользования недрами.

Согласно ст. 7 Закона РФ “О недрах“ в соответствии с лицензией на пользование недрами участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Месторождения фосфорных руд, как отходы их переработки не относятся к общераспространенным полезным ископаемым. В связи с этим, право пользования недрами в соответствии со ст. 6 и пунктом 3 ст. 101 Закона “О недрах“ предоставляется совместным решением федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, принятым по результатам конкурса или аукциона.

Согласно ст. 13.1 указанного Закона решение о проведении конкурсов или аукционов на право пользования участками недр, определение условий их проведения в отношении каждого участка недр или группы участков недр, а также решение об утверждении результатов таких конкурсов или аукционов принимается органами, предоставляющими право пользования участкам недр, Решение об утверждении результата конкурса или аукциона на право пользования участком недр принимается в течение 30 дней с момента проведения конкурса или аукциона.

Каких-либо исключений в выдаче лицензии соискателю, минуя процедуру конкурса или аукциона Закон РФ “О недрах“ не содержит.

Поэтому Постановление Брянской областной думы N 2-941 от 02.11.99 “О выдаче лицензии ГУП “Брянские фосфаты“, минуя процедуру конкурса или аукциона, не
основано на законе.

В этой связи, Федеральным горным и промышленным надзором РФ и его региональным представительством работы по указанной лицензии приостановлены по причине нарушения требований законодательства о недрах, о чем свидетельствуют Письма Горгостехнадзора РФ от 07.12.2001 исх. 09-29/642, от 07.12.2001 исх. 09-29/643, а также Письмо Управления Приокского округа Горгостехнадзора РФ от 07.12.2001 исх. 7-4/667 и предписание на остановку работ. Выводы о нарушении действующего законодательства в сфере недропользования при выдаче лицензии БРН 06799 ОЭ содержатся и в письме Министерства природных ресурсов РФ от 29.01.2002 исх. 05-16/36, которым комитету природных ресурсов по Брянской области поручено в установленном порядке аннулировать данную лицензию.

Согласно ст. 1 закона РФ “О недрах“ отношения, связанные с использованием и охраной земель, возникающие при пользовании недрами, регулируется соответствующим законодательством.

Статьями 28-29 Земельного кодекса РФ установлено, что правом предоставления земельных участков наделен соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления, как в случае предварительного согласования, так и непосредственно при выделении земельного участка. Доказательств о том, что истцу выделялся земельный участок для слива отстоя от производства фосфоритной муки не представлено.

Ссылка ГУП “Брянские фосфаты“ на то, что право на пользование земельным участком получено на основании Постановления администрации Брянской области N 189 от 19.04.99 несостоятельна, поскольку пункт 5 данного постановления носит рекомендательный характер для администрации г. Брянска для решения вопроса о закреплении части земель ГП “ “Брянский фосфоритный завод“ за ГУП “Брянские фосфаты“.

При изложенных обстоятельствах оснований для отмены судебных актов и удовлетворения иска не имеется.

Руководствуясь п. 1 ст. 175 ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 05.11.2001 и постановление апелляционной инстанции от 08.02.2002 Арбитражного суда
Брянской области по делу N А09-4845/01-14 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.