Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 27.03.2002 N А64-5817/01-13 Дело по иску налогового органа о взыскании налоговой санкции по налогу на добавленную стоимость передано на новое рассмотрение в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 27 марта 2002 г. Дело N А64-5817/01-13“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Общества с ограниченной ответственностью “Компьюсофт“ на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 04.12.2001 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 22.01.2002 по делу N А64-5817/01-13,

УСТАНОВИЛ:

Инспекция МНС РФ по Октябрьскому району г. Тамбова (далее - Инспекция) обратилась в Арбитражный суд с иском к ООО “Компьюсофт“ (далее - Общество) о взыскании с Общества налоговой санкции по налогу на добавленную стоимость в сумме 13385 руб.

Решением Арбитражного суда от
04.12.2001 с Общества взыскано в доход соответствующих бюджетов 13385 руб. штрафа и 635 руб. 40 коп. госпошлины в доход федерального бюджета.

Постановлением апелляционной инстанции от 22.01.2002 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Общество просит отменить принятые судебные решение и постановление и в иске Инспекции отказать. При этом Общество ссылается на неправильное применение судом ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела, выслушав представителя Общества, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции находит решение и постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Тамбовской области подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.

Из материалов дела следует, что Инспекцией 24.09.2001 проведена камеральная проверка декларации по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2001 года, представленной Обществом 20.07.2001.

Результаты проверки оформлены актом N 35, на основании которого принято решение N 215 от 15.10.2001 о привлечении Общества к налоговой ответственности в виде штрафа по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в сумме 13385 руб. Этим решением Обществу предложено уплатить налог на добавленную стоимость в сумме 66923 руб. и пени в сумме 4906 руб.

Поскольку требования об уплате указанных санкций ответчик в добровольном порядке в срок до 25.10.2001 не исполнил, инспекция обратилась с настоящим иском.

Удовлетворяя исковые требования Инспекции, суд исходил из того, что п.п. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от налогообложения реализация товаров, работ, услуг, производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов. Общество применило льготу в отношении приобретенных, а не производимых им товаров, поэтому п.п. 2 п.
3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации в данных отношениях применен неправомерно.

Данный вывод суда является ошибочным.

Подпункт 2 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) следующие операции: реализация (в том числе, передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых общественными организациями инвалидов, среди членов которых инвалиды составляют не менее 80%, организациями, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона Российской Федерации “О социальной защите инвалидов“ государство гарантирует предоставление льгот по уплате федеральных налогов, сборов, пошлин всероссийским общественным объединениям, находящимся в их собственности предприятиям, учреждениям, организациям, хозяйственным обществам и товариществам, уставной капитал которых состоит из вклада указанных общественных объединений инвалидов.

Из смысла содержания первой строки п.п. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации можно сделать вывод о том, что освобождается от налогообложения по налогу на добавленную стоимость реализация товаров, за исключением установленного в скобках перечня.

Дополнительное условие, которое истолковано судами для применения п.п. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации - необходимость одновременного существования двух признаков (производства и реализации этого товара Обществом) - не согласуется со смысловым значением фразы “реализация товаров, за исключением установленного в
скобках перечня“.

Суд кассационной инстанции полагает, что в данном случае в силу п. 7 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

При новом рассмотрении дела суду необходимо исследовать вопрос, связанный с субъектным составом, на который распространяет свое действие п.п. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть, относится ли Общество к тем организациям, которые в силу данной нормы не подлежат налогообложению по налогу на добавленную стоимость.

Также в судебном заседании необходимо выяснить, какие товары реализовывало Общество, не попадают ли они в то исключение, которое установлено в скобках п.п. 2 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь п. 3 ст. 175, ч.ч. 1, 2 ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 04.12.2001 и постановление апелляционной инстанции от 22.01.2002 Арбитражного суда Тамбовской области по делу N А64-5817/01-13 отменить.

Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Тамбовской области.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.