Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 25.07.2001 по делу N А14-2001-017625 Плательщики уплачивают акцизы в бюджет ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, и представляют в налоговый орган декларацию.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 25 июля 2001 г. Дело N А14-2001-017625“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области на Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2001 по делу N А14-2001-017625,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Ликероводочный завод “Бутурлиновский“ (далее - ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с иском о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области от 20.02.2001 N 259 о взыскании недоимки по налогу и об обязании налоговой инспекции уменьшить текущие платежи акциза на сумму
23475358 руб. в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2001 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность судебного акта по делу не проверялась.

В кассационной жалобе заявитель - Инспекция МНС РФ по Бутурлиновскому району Воронежской области просит отменить решение суда, как вынесенное в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция считает, что обжалуемое решение надлежит отменить, истцу в иске отказать.

Как следует из материалов дела, Инспекция МНС РФ по Бутурлиновскому району в адрес ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“ направила требование N 526 об уплате налогов, пеней, штрафных санкций, в том числе задолженности по акцизу на сумму 8023426 руб. 05 коп.

В связи с тем что обязанность по уплате налогов, пеней, штрафов, перечисленных в требовании N 526, не исполнена ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“, налоговой инспекцией принято Решение от 20.02.2001 N 259 о взыскании задолженности по налогам за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового кодекса РФ.

Обжалуя Решение Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району от 20.02.2001 N 259, ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“ указывает, что у предприятия отсутствует недоимка по акцизам за 2001 г. (по текущим платежам), поскольку с учетом представленных в налоговый орган дополнительных деклараций сумма акцизов, подлежащая уменьшению, составила 23475358 руб., т.е. у плательщика имеется переплата.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 13.07.2000 ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“ были сданы дополнительные налоговые декларации по акцизам за декабрь 1998 г., январь - март 1999 г., на основании которых акцизы подлежат зачету на сумму 23457358 руб.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что
вышеперечисленные дополнительные декларации сданы в налоговый орган 13.07.2000 - после введения внешнего управления в отношении ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“ (Определение Арбитражного Суда Воронежской области от 22.06.2000) и уже сформированной кредиторской задолженности, которая, по мнению суда, не может быть уменьшена.

При этом суд руководствовался Законом РФ “О несостоятельности (банкротстве)“. Кроме того, суд признал наличие у предприятия переплат по акцизам и обязал налоговую инспекцию зачесть их в счет текущих и предстоящих платежей.

Указанные выводы суда ошибочны.

Судом не было учтено, что возникший между ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“ и ИМНС РФ по Бутурлиновскому району спор по сути своей является налоговым и, следовательно, к спорным правоотношениям должны применяться нормы налогового законодательства.

Признавая требования плательщика об обязании инспекции произвести зачет 23457358 руб. в счет текущих платежей по акцизам правомерными, суд не принял во внимание, что механизм расчетов и уплаты акцизов при реализации подакцизных товаров, для производства которых использован в качестве сырья подакцизный товар, по которому на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз, имеет особенности.

В соответствии с п. 1 ст. 5 Закона РФ “Об акцизах“ в случае использования в качестве сырья подакцизных товаров, по которым на территории РФ был уплачен акциз, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному для его производства. При этом отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными на территории Российской Федерации по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или возмещению из бюджета не подлежит, а относится на финансовые результаты
(в ред. Федерального закона от 14.02.98 N 29-ФЗ).

Пунктом 5 ст. 5 Закона РФ “Об акцизах“ установлено, что в целях настоящего Закона датой (моментом) реализации подакцизных товаров, т.е. моментом начисления акцизов, является день отгрузки (передачи) подакцизных товаров и с этого дня у налогоплательщика возникает обязанность по уплате акциза.

Согласно п. 2, п. 4 ст. 5 Закона РФ “Об акцизах“ плательщики уплачивают акцизы в бюджет ежемесячно, исходя из фактических оборотов по реализации товаров за истекший календарный месяц, до 20-го числа месяца, следующего за отчетным, и представляют в налоговый орган декларацию.

Учитывая изложенное, ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“ было вправе уменьшить суммы акцизов в декабре 1998 г., январе, марте - ноябре 1999 г., т.е. в тех отчетных периодах, когда акцизы рассчитывались и уплачивались. В момент подачи уточненных налоговых деклараций у предприятия сформировалась отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья, и суммами акциза по реализованной продукции в размере 23457358 руб., которая должна быть отнесена на финансовые результаты (уменьшить отсроченную задолженность).

Принимая во внимание, что срок внесения платежей акциза в бюджет наступил до введения внешнего управления, акциз, подлежащий уменьшению на сумму 23457358 руб., должен быть учтен в составе кредиторской задолженности предприятия.

Суд первой инстанции необоснованно указал, что требования кредиторов учитываются в неизменном виде, т.к. законодательство о банкротстве не содержит ограничений по уточнению размера кредиторской задолженности. Статья 2 Закона РФ “О несостоятельности (банкротстве)“ определяет внешнее управление как процедуру банкротства, направленную на восстановление платежеспособности должника, в том числе и на уменьшение долгов предприятия, и, соответственно, предусматривает возможность изменения реестра требований кредиторов.

Кроме того, признавая обжалуемое решение налоговой инспекции
недействительным в полном объеме, судом не учтено, что в его основу положено требование об уплате налога N 526 от 07.02.2001, предусматривающее внесение плательщиком в бюджет помимо акцизов и других видов налогов, правомерность доначисления которых не оспаривалась ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“ не имеется.

В соответствии со ст. 95 АПК РФ с ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“ надлежит взыскать госпошлину в сумме 1500 руб. (1000 руб. - по иску и 500 руб. - по кассационной жалобе).

Руководствуясь ст. 95, п. 2 ст. 175, ч. 1 ст. 176, ст. 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 27.04.2001 по делу N А14-2001-017625 отменить.

В удовлетворении исковых требований ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“ о признании недействительным Решения Инспекции МНС РФ по Бутурлиновскому району от 20.02.2001 N 259 и обязании налоговой инспекции уменьшить текущие платежи акциза на сумму 23475358 руб. отказать.

Взыскать с ОАО “ЛВЗ “Бутурлиновский“ 1500 руб. госпошлины.

Постановление вступает в силу с момента его принятия.