Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 10.05.2001 N А48-3613/00-18к Исковые требования о признании недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа за неуплату налога с продаж и непредставление расчетов по налогу с продаж удовлетворены правомерно, поскольку предприниматель добросовестно исполняла свои обязанности по уплате в бюджет единого налога на вмененный доход, что исключает основания для взимания с нее за этот период налога с продаж и применения санкций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 10 мая 2001 г. Дело N А48-3613/00-18к“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, рассмотрев кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Заводскому району г. Орла на решение Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2001 по делу N А48-3613/00-18к,

УСТАНОВИЛ:

Индивидуальный предприниматель Соколова Т.Н. обратилась в Арбитражный суд с иском к Инспекции МНС РФ по Заводскому району г. Орла о признании недействительным решения от 24.11.2000 N 893 о привлечении к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 103325 руб., за неуплату налога с продаж и непредставление расчетов по налогу с
продаж.

Решением Арбитражного суда Орловской области от 01.02.2001 исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить судебный акт как вынесенный в нарушение норм материального права.

Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, выслушав объяснения представителя истца, кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемого решения суда.

Как следует из материалов дела, предприниматель Соколова Т.Н. в 1999 году являлась плательщиком единого налога на вмененный доход в соответствии с Законом Орловской области от 14.05.99 N 102-03, в связи, с чем Инспекцией МНС РФ по Заводскому району г. Орла предпринимателю были выданы свидетельства АА N 008288 от 25.06.99 и N 009921 от 27.12.99 на право осуществление деятельности, с доходов от которой уплачивается этот налог.

Указанные свидетельства действовали с 01.07.99 по 31.12.2000.

Федеральный закон от 31.07.98 N 148-ФЗ и Орловский закон “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 14.05.99 N 102-03 отнес розничную торговлю, осуществляемую предпринимателями через магазины с численностью работающих до 30 человек, а также организациями и предпринимателями через палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади, к видам деятельности, с дохода, от которой уплачивается единый налог (п. 7 ст. 3 Федерального закона, подпункт “е“ п. 1 ст. 3 Орловского закона).

В указанный закона 27.07.99 внесены изменения (Закон N 117-03 от 27.07.99), в соответствии с которыми из выше названной нормы исключаются слова “розничная торговля, осуществляемая предпринимателями через магазины с численностью работающих до 30 человек“, и плательщиками единого налога, в части розничной торговли, после этого остались только те,
кто осуществляет “розничную торговлю через другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади“ (подпункт “е“ пункт 1 ст. 3 Закона в редакции Закона N 117-03 от 27.07.99).

Изменениями и дополнениями в Закон Орловской области “О едином налоге на вмененный доход...“ от 27.07.99 внесены изменения не только в п. 1 ст. 3 Закона в части исключения из перечня плательщиков тех, кто занимается “розничной торговлей, осуществляемой... через магазины с численностью работающих до 30 человек“. Внесены изменения и в п. 3 ст. 3 Закона в части увеличения числа тех, кто плательщиком единого налога не является. К неплательщикам единого налога стали относиться лица, осуществляющие розничную торговлю через магазины, арендуемые площади в магазинах, оптовые и оптово - розничные склады“ (подпункт “е“ п. 3 ст. 3 Закона в редакции Закона N 117-03 от 27.07.99).

Таким образом, в Законе Орловской области N 102-03 “О едином налоге на вмененный доход ...“ с 27.07.99 появилось противоречие нормы п. п. “е“ ст. 3 Закона норме п. п. “е“ ст. 3 этого же Закона, поскольку “осуществление розничной торговли через арендуемые площади в магазинах“ по закону Орловской области одно и то же, но в одном случае лицо признается плательщиком единого налога, а в другом случае лицо, исключается из их числа.

Проведенной налоговой инспекцией проверкой установлено, что предприниматель Соколова осуществляла розничную торговлю в помещении, расположенном по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, 48 на площади 58 кв. м, арендуемой у ООО “Голиаф“. В связи с принятием Закона Орловской области “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 14.04.99 N 102.03
Соколова Т.Н. была переведена налоговой инспекцией на уплату единого налога, представляла все необходимые расчеты и уплачивала налог.

В ходе контрольной работы налоговой инспекцией направлен запрос в Управление торговли и потребительских ресурсов администрации Орловской области по вопросу аттестации стационарных торговых объектов, на который был получен ответ, что в ходе проведения аттестации стационарных торговых объектов выдано свидетельство о присвоении статуса “магазин“ ООО “Голиаф“, расположенному по адресу: г. Орел, ул. Октябрьская, 48. Дата обследования - 11.11.98.

В связи с тем, что в Закон Орловской области “О едином налоге...“ были внесены изменения (Закон Орловской области от 27.07.99 N 117-03), в части исключения из перечня плательщиков единого налога тех, кто занимается “розничной торговлей, осуществляемой... через магазины с численностью работающих до 30 человек“, налоговая инспекция пришла к выводу о неправомерности уплаты Соколовой Т.Н. единого налога на вмененный доход с 01.10.99.

Решением ИМНС РФ по Заводскому району г. Орла от 24.11.2000 N 893 предпринимателю Соколовой Т.Н. предложено перечислить за период с августа 1999 г. по июнь 2000 г. начисленный налог с продаж в сумме 126477 руб., пени за несвоевременную уплату этого налога - 43917 руб., штрафные санкции по п. п. 1, 2 ст. 119 НК РФ - 78029,6 руб. и по п. 1 ст. 122 НК РФ - 25295,4 руб.

Предприниматель Соколова Т.Н. ,не согласившись с этим решением, обратилась с иском в суд.

Удовлетворяя требования истца, суд исходил из следующего.

В соответствии с п. п. 7 п. 1 ст. 3 Закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ (в редакции от 31.03.99 N 63-ФЗ) плательщиками единого
налога являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность в определенных сферах, в частности, в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины с численностью работающих до 30 человек, палатки, рынки, лотки, ларьки, торговые павильоны и другие места организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Применительно к указанной статье Федерального закона истец осуществлял розничную торговлю в помещении магазина, из чего следует, что он являлся плательщиком единого налога на вмененный доход.

Пунктом 1 статьи 1 указанного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъекта Российской Федерации своими нормативно - правовыми актами определяют сферы предпринимательской деятельности в пределах перечня, установленного статьей 3 этого Закона.

Законодательный орган Орловской области в нарушение указанной нормы права вышел за пределы предоставленных ему полномочий и Законом Орловской области “О внесении изменений в Закон Орловской области от 14.05.99 N 102-03 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ N 117-03 от 27.07.99 ограничил перечень, предусмотренный статьей 3 Федерального закона Российской Федерации N 148-ФЗ от 31.07.98, путем иного его изложения, не предусматривающего торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек, и устанавливающего то, что предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через магазины, арендуемые площади в магазинах, не являются плательщиками единого налога на вмененный доход (подпункт “е“ пункта 3 статьи 3 Закона Орловской области в новом изложении).

Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 12 Налогового кодекса РФ при установлении регионального налога, каковым является единый налог на вмененный доход, органами субъектов Российской Федерации определяются только налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности по налогу, налоговые льготы и основания для их использования
налогоплательщиком.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно указал, что Закон Орловской области в части, касающейся исключения истца из перечня налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, противоречит федеральному закону, в связи, с чем судебное решение в силу статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса РФ должно быть принято в соответствии с Федеральным законом. Помимо этого, суд указал, что ответчик, отдавая преимущество Закону Орловской области, не учел, что в случае коллизии законодательных актов, действуют нормы Федерального закона.

Несостоятельными являются доводы кассационной жалобы о том, что изменения в Закон Орловской области “О едином налоге...“ внесены в пределах компетенции, предоставленной представительным органам власти субъектов РФ, и поэтому ограничение сферы деятельности предпринимателей, уплачивающих единый налог, законно.

Следует учитывать, что Федеральный закон РФ от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ является актом законодательства о налогах и сборах, принятым до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой НК РФ“ федеральные законы, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 указанного закона, действуют в части, не противоречащей части первой Кодекса, и подлежат приведению в соответствии с частью первой Кодекса.

Пунктом 3 ст. 12 НК РФ распределены полномочия федерального и регионального законодателей по вопросам, связанным с установлением региональных налогов и сборов. Предусмотрено, что при установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются только следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных настоящим Кодексом; порядок и сроки уплаты налога. Иные элементы налогообложения устанавливаются Налоговым кодексом.
Следовательно, положения Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ, предоставившие органам государственной власти право изменять перечень сфер предпринимательской деятельности, с доходов, от которой уплачивается единый налог, противоречат нормам Налогового кодекса РФ и не должны применяться судами при разрешении споров.

Учитывая изложенное, суд обоснованно указал, что предприниматель Соколова Т.Н в 1999-2000 г. г. добросовестно исполняла свои обязанности по уплате в бюджет единого налога на вмененный доход, что исключает основания для взимания с нее за этот период налога с продаж и применения санкций.

Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 АПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Орловской области от 01.02.01 по делу N А48-3613/00-18к оставить без изменения, а кассационную жалобу ИМНС РФ по Заводскому району г. Орла - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.