Постановление ФАС Центрального округа от 25.05.2000 N А09-545/99-15 Дело по иску о взыскании задолженности по страховым взносам и пени направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием арбитражным судом обстоятельств дела.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 25 мая 2000 г. Дело N А09-545/99-15“
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Самсоновой Л.С.
судей Александрова В.Н.
Алдошиной Л.Г.
при участии в заседании:
от истца Новиков Н.Ф. - юрист, доверен.
постоян. N 2 от 05.01.2000,
от ответчика Осминкина А.А. - юрист,
доверен. постоян. N 200 б / д,
3-и лица Полозова Т.И. - нач. отдела
правовой эксперт., доверен.
постоян. N 07-02 от 20.10.99,
Обыденников А.В. - гл. спец.
правового отдела, доверен.
постоян. б / н 31.12.97,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации Стародубского района Брянской области на постановление апелляционной инстанции Брянской области от 29.03.2000 (судьи: Тулупова Л.К., Данилина О.В., Сорокина И.В.) по делу N А09-545/99-15,
УСТАНОВИЛ:
Брянский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (БТФОМС) обратился в арбитражный суд с иском о взыскании с Администрации Стародубского района 2260738 руб. 18. коп. задолженности по страховым взносам и 234236 руб. 39 коп. пени.
Решением Арбитражного суда от 14.12.99 в удовлетворении иска отказано в связи с тем, что Стародубский район отнесен к числу подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, части населению района согласно ст. 19 Закона РФ от 18.06.92 N 3061-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС“ предоставляется бесплатное оказание медпомощи, бесплатное приобретение лекарств, а также получение бесплатного страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования с отнесением разницы расходов страхования граждан на республиканский бюджет. В остальной части, по мнению суда, страховые взносы в БТФОМС ответчиком уплачены полностью.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2000 решение суда отменено. Иск удовлетворен полностью со ссылкой на ст. 2- ФЗ “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“ от 28.06.91 N 1499-1 и ст. 23 постановления Брянской областной думы “Об областном бюджете на 1998 г.“, согласно которым Администрация Стародубского района является страхователем неработающего населения и обязана производить отчисления в фонд обязательного медицинского страхования на неработающее население.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить постановление суда апелляционной инстанции ввиду неприменения ст. 38 Федерального закона от 28.05.95 N 154-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и ст. 4 Федерального закона от 25.09.97 N 126-ФЗ “О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации“, устанавливающих, что решение органов государственной власти, влекущие дополнительные расходы органов местного самоуправления, реализуются органами МСУ в пределах, переданных им в качестве компенсации средств. Администрация Стародубского района Брянской области на страховую медицину получила из бюджета области 435,3 тыс. руб. которые и были зачислены в территориальный ФОМС.
Рассмотрев жалобу, суд кассационной инстанции считает, что жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 2 Закона РФ от 28.06.91 N 1499-1 (в ред. от 01.07.94) страхователями при обязательном медицинском страховании для неработающего населения являются субъекты РФ, местная администрация.
Пункт 2 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018 устанавливает, что платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения производятся органами исполнительной власти с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение.
Между тем, как следует из материалов дела, и объяснений сторон при рассмотрении кассационной жалобы бюджет Стародубского района не являлся предметом исследования суда апелляционной инстанций, при взыскании средств с Администрации Стародубского района в пользу истца суд исходил из анализа бюджета Брянской области, предусматривающего финансовую помощь Стародубскому району в виде доли в трансфертном фонде в размере 10997 тыс. руб., из которых отчисления в ТФОМС составляют 2696 тыс. руб. Вывод суда о фактическом направлении трансфертных отчислений бюджету Стародубского района на уплату страховых взносов за неработающее население сделан без оценки имеющихся в деле документов, свидетельствующих о направлении части трансфертных отчислений целевым назначением на погашение задолженности по заработной плате (л. д. 26-29, 33-36).
Судом не исследована территориальная программа обязательного медицинского страхования населения, с учетом которой, согласно п. 2 вышеназванной Инструкции от 11.10.93, определяется объем средств на обязательное медицинское страхование в числе расходов, отведенных на здравоохранение.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о неполном выяснении фактических обстоятельств дела, в связи с чем, постановление суда апелляционной инстанции является недостаточно обоснованным.
На основании изложенного и руководствуясь п. 3 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Брянской области от 29.03.2000 по делу N А09-545/99-15 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в апелляционную инстанцию Арбитражного суда Брянской области.
Постановление вступает в силу с момента его принятия.
Председательствующий
Л.С.САМСОНОВА
Судьи
В.Н.АЛЕКСАНДРОВ
Л.Г.АЛДОШИНА