Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 23.03.2000 N А08-2577/99-12 Органы казначейства имеют право налагать на банки штраф в случаях несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход республиканского бюджета Российской Федерации в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 23 марта 2000 г. Дело N А08-2577/99-12“

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего Ключниковой Н.В.

судей Алдошиной Л.Г.

Радюгиной Е.А.

при участии в заседании:

от истца Ивановой Л.Л. - консультанта

(доверенность постоянная N

08-29/51 от 13.01.2000);

от ответчика Вашуры А.П. - представителя

(доверенность постоянная N 34

от 31.12.99);

рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества “Белгородский промышленно - строительный банк“ (далее ОАО “Белгородпромстройбанк“) на решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.10.99 (судья Валуйский Н.С.) и постановление апелляционной инстанции того же суда от 11.01.2000 (судьи Кузнецов А.М., Баркалова Г.И., Негина
С.М.) по делу N А08-2577/99-12,

УСТАНОВИЛ:

Управление федерального казначейства МФ РФ по Белгородской области (далее Управление федерального казначейства) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО “Белгородпромстройбанк“ о взыскании 65310 руб. 14 коп. штрафа за несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление денежных средств в доход федерального бюджета.

Истец в соответствии со ст. 37 АПК РФ в судебном заседании уточнил исковые требования и просил взыскать 65363 руб.

Решением арбитражного суда от 29.10.99 иск удовлетворен частично. Взыскано с ОАО “Белгородпромстройбанк“ в пользу истца 65361 руб. 72 коп. штрафа, в остальной части отказано.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 11.01.2000 решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО “Белгородпромстройбанк“ просит отменить судебные акты в связи с неправильным применением норм материального права.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований к отмене судебных актов.

Как видно из материалов дела, Управлением федерального казначейства МФ РФ по Белгородской области проведена проверка своевременности исполнения платежных документов на перечисление платежей в федеральный бюджет в ОАО “Белгородпромстройбанк“ за апрель - май 1999 г., о чем составлен акт от 29.06.99. В акте отражено, что по частичным платежам в IV квартале 1998 г. установлено 107 случаев несвоевременного перечисления средств в федеральный бюджет на общую сумму 982053 руб. 27 коп.

Списание денежных средств с корсчета банка задерживалось от 1 до 70 дней. За несвоевременное перечисление налоговых платежей в федеральный бюджет сумма штрафа начислена в размере 65310 руб.

Суд, удовлетворяя исковые требования Управления федерального казначейства, правомерно исходил из следующего.

Положением о проведении безналичных расчетов кредитными организациями (п. 2, 3) определено, что кредитная организация в день принятия
платежного поручения от клиента списывает средства с его счета и перечисляет их со своего корреспондентского счета не позднее следующего дня.

В соответствии с п.п. “з“ п. 12 Положения о федеральном казначействе РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27.08.93 N 864, органы казначейства имеют право налагать на банки штраф в случаях несвоевременного исполнения ими платежных документов на перечисление и зачисление средств в доход республиканского бюджета Российской Федерации в размере действующей в банке, допустившем нарушение, процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов.

Поскольку предусмотренная названным Положением ответственность по своей правовой природе является административной, суд первой и апелляционной инстанции обоснованно отказал в иске о взыскании штрафа в сумме 1 руб. 28 коп. по мотиву пропуска 2-х месячного срока со дня совершения правонарушения (ст. 38 КоАП РФ).

Доводы ответчика об экономическом кризисе не могут быть приняты во внимание, поскольку названные в кассационной жалобе обстоятельства не относятся к форс - мажорным и не признаны таковыми самими государственными органами, что нашло отражение в судебных актах.

Так же не подлежат удовлетворению доводы заявителя кассационной жалобы о том, что п. 3 Указа Президента РФ N 1556 от 08.12.92 “О Федеральном казначействе“, предусматривающий дополнительную ответственность банков за несвоевременное перечисление налоговых платежей в бюджет, утратил силу, как противоречащий Налоговому кодексу Российской Федерации. На проверяемый период времени Управление федерального казначейства обладало всеми функциями и полномочиями, предоставленными упомянутыми Указом и постановлением, с принятием Налогового кодекса Российской Федерации их не утратило.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от 15.07.99 N 11-П штраф рассматривается в качестве меры ответственности. Согласно ст. 72 и ст. 75 НК РФ
пеня не является мерой налоговой ответственности.

Поскольку материалами дела подтверждены факты несвоевременного перечисления денежных средств в доход федерального бюджета, то Управление федерального казначейства правомерно наложило на ответчика штраф, предусмотренный Положением о федеральном казначействе.

Руководствуясь п. 1 ст. 175, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 29.10.99 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 11.01.2000 по делу N А08-2577/99-12 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи

Л.Г.АЛДОШИНА

Е.А.РАДЮГИНА