Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 01.03.2000 N А08-2493/99-10 Суд отказал в удовлетворении исковых требований Лицензионного управления администрации области о признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа, вынесенных за нарушение Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 1 марта 2000 г. Дело N А08-2493/99-10“

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего Ключниковой Н.В.

судей Орешиной Н.М.

Панченко С.Ю.

при участии в заседании:

от истца не явились, о месте и времени

слушания дела извещены

надлежащим образом;

от ответчика не явились, о месте и времени

слушания дела извещены

надлежащим образом;

от 3-го лица не явились, о месте и времени

слушания дела извещены

надлежащим образом;

рассмотрев кассационную жалобу Территориального управления по Орловской и Белгородской областям Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства на решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.10.99 (судьи Роздобудько А.Н., Танделова З.М., Валуйский Н.С.) по делу N А08-2493/99-10,

УСТАНОВИЛ:

Лицензионное управление администрации Белгородской области обратилось в арбитражный суд с иском о признании недействительным решения N 1044/1 и предписания N 1045/1 антимонопольного органа от 06.08.99, вынесенных за нарушение п. 1 ст. ст. 7 и 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

В качестве третьего лица привлечена администрация Белгородской области.

Решением суда от 26.10.99 исковые требования удовлетворены.

По мнению суда, вынесение решения и предписания за действия, которые истец не совершал, отсутствие в актах антимонопольного органа данных об отзыве конкретных лицензий и отсутствие признаков субъекта правонарушения, установленных в ст. 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, являются основанием для признания актов недействительными.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Территориальное управление по Орловской и Белгородской областям Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства просит отменить решение суда и отказать истцу в удовлетворении исковых требований. Заявитель полагает, что истец, как орган исполнительной власти, предпринял согласованные действия
совместно с Комитетом по охране окружающей среды Белгородской области, которые имели своим результатом ограничение конкуренции на рынке по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, чем нарушил требования ст.ст. 7, 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“. Поэтому решение и предписание вынесены ответчиком правомерно.

Кассационная инстанция полагает необходимым решение суда отменить и в удовлетворении исковых требований отказать в связи со следующим.

Как видно из материалов дела, администрацией Белгородской области 16.06.99 принято постановление N 346 “О мерах по упорядочению деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов, предотвращению его хищений на территории Белгородской области“. П.п. 1, 2 названного постановления на территории Белгородской области был введен запрет на ведение деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов для всех хозяйствующих субъектов, кроме шести, перечисленных в постановлении. В п. 6 постановления содержатся указания в адрес истца и Комитета по охране окружающей среды Белгородской области о приостановке ими на территории области действия лицензий на право осуществления деятельности, связанной с заготовкой, переработкой и реализацией лома цветных металлов, выданных органами лицензирования иных субъектов Российской Федерации. Во исполнения постановления действия лицензий были приостановлены. Подтверждением тому стали письма, представленные вышеназванными организациями (от 28.07.99 N 43/8 и от 15.07.99 N 9/1167).

Лицензионный комитет администрации области является органом власти, поскольку представляет собой самостоятельное структурное подразделение, юридическое лицо, имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, может выступать истцом и ответчиком в судах, его главная задача - реализация возложенных на администрацию области полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности (п.п. 1.1, 1.5, 2.1 Положения
“О лицензионном управлении администрации Белгородской области“).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ названный Закон распространяется на отношения, влияющие на конкуренцию на товарных рынках Российской Федерации, в которых участвуют российские и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также физические лица.

В силу указанного нормы ст.ст. 7, 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ применены правомерно.

Как следует из ст. 3 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“ от 25.09.98 N 158-ФЗ, основными принципами осуществления лицензирования в Российской Федерации являются:

- защита свобод, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства;

- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;

утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;

- гласность и открытость лицензирования;

- соблюдение законности при осуществлении лицензирования. В силу ст. 5 этого Закона утверждение положения о лицензировании конкретных видов деятельности является исключительно прерогативой Российской Федерации.

Как следует из ст. 3 Устава (основного Закона) Белгородской области, органы государственной власти и местного самоуправления области обязаны защищать жизнь, честь, достоинство, имущественное и иные законные права проживающих на территории области граждан. Кроме того, ст. 4 Устава на территории Белгородской области обязывает всех граждан и их объединений, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностных лиц соблюдать Конституцию Российской Федерации, Федеральные законы, Устав области, а также законы и другие областные нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти области в пределах их компетенции.

Установленные комиссией в ходе рассмотрения дела факты свидетельствуют
о несоблюдении главой администрации Белгородской области указанных требований Устава области при принятии постановление от 16.06.99 N 346. Это привело к нарушению прав как заявителя Белоусова Н.Е., так и других физических и юридических лиц, кроме поименованных в п. 2 постановления на занятие деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных металлов на территории Белгородской области.

В силу положений ст. 7 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ введение дискриминирующих мер в отношении одних хозяйствующих субъектов и создание благоприятствующих условий другим запрещено.

При таких обстоятельствах ответчик обоснованно принял решение и выдал предписание истцу о прекращении действий, которые запрещены п.п. 7, 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.

Судом неправильно применены нормы материального права, в частности, Закон РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, что является основанием к отмене судебного акта.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 2 ст. 175, ч. 1 ст. 176 и ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Белгородской области от 26.10.99 по делу N А08-2493/99-10 отменить.

В удовлетворении исковых требований Лицензионного управления администрации Белгородской области о признании недействительными решения N 1044/1 и предписания N 1045/1 антимонопольного органа от 06.08.99, вынесенных за нарушение п. 1 ст. ст. 7 и 8 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“ отказать.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

Н.В.КЛЮЧНИКОВА

Судьи

Н.М.ОРЕШИНА

С.Ю.ПАНЧЕНКО