Постановление ФАС Центрального округа от 28.02.2000 N А14-5976-99/266/15 В иске о признании недействительным решения и предписания территориального управления Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о прекращении нарушений антимонопольного законодательства отказано правомерно, так как суд обоснованно пришел к выводу, что решение и предписание ответчика соответствуют Закону РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности судебных актов арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 28 февраля 2000 г. Дело N А14-5976-99/266/15“
Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:
председательствующего Ключниковой Н.В.
судей Орешиной Н.М.
Панченко С.Ю.
при участии в заседании:
от истца Бушуевой Т.И.- представителя
(доверенность постоянная N 4 от
05.01.2000);
от ответчика Багаева М.В. - начальника
отдела (доверенность N
04-16/232 от 24.02.2000);
от 3-го лица Бондаренко Б.Н. - представителя
(доверенность постоянная N 6 от
20.09.99),
рассмотрев кассационную жалобу Государственного предприятия Юго - Восточная железная дорога на решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.99 (судьи Федоров В.И., Сергуткина В.А., Щербатых И.А.) и постановление апелляционной инстанции того же суда от 05.01.2000 (судьи Студенова Н.Г., Протасов С.В., Иванцова Г.В.) по делу N А14-5976-99/266/15,
УСТАНОВИЛ:
Государственное предприятие Юго - Восточная железная дорога, г. Воронеж, обратилось с иском в Арбитражный суд Воронежской области о признании недействительным решения и предписания Воронежского территориального управления Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства от 27.07.99 о прекращении нарушений антимонопольного законодательства.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований по делу, привлечено закрытое акционерное общество “Кристина“.
Решением суда от 10.11.99 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд признал принятые ответчиком решение и предписание соответствующим антимонопольному законодательству.
Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения по тем же основаниям.
В кассационной жалобе Государственное предприятие Юго - Восточная железная дорога просит отменить решение и постановление суда и удовлетворить исковые требования, поскольку считает, что не принимало самостоятельного решения по применению ставок Тарифной политики Российских железных дорог, не вправе решать вопрос о правомерности применения ставок Тарифной политики, а поэтому не может быть привлечено к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как видно из материалов дела, комиссией ответчика по рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства было рассмотрено дело о злоупотреблении ГП Юго - Восточная железная дорога своим доминирующим положением на рынке услуг по перевозке грузов железнодорожным транспортом. На основании решения было выдано предписание о прекращении нарушения предприятием п. 1 ст. 5 Закона РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, выразившееся в том, что, злоупотребляя своим доминирующим положением на рынке услуг по перевозке грузов, в одностороннем порядке существенно изменило условия договора с ЗАО “Кристина“ и с сентября 1998 года взимало с общества стоимость перевозок по непредусмотренным законодательством ставкам Тарифной политики Российских железных дорог, установленным в свободно конвертируемой валюте.
Суд обоснованно пришел к выводу, что решение и предписание ответчика соответствуют Закону РФ “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“.
В соответствии со ст.ст. 11, 12 указанного Закона на антимонопольные органы возлагается контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности. Эти органы вправе давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений антимонопольного законодательства. Истец, злоупотребляя своим положением на рынке услуг, в одностороннем порядке существенно изменил условия договора с ЗАО “Кристина“ и с сентября 1998 года взимал стоимость перевозок, не предусмотренных законодательством, по ставкам Тарифной политики Российских железных дорог, установленным в свободно конвертируемой валюте. В своих действиях Государственное предприятие Юго - Восточная железная дорога руководствовалась телеграммой N 722 от 05.09.98 Министерства путей сообщения, которой с 07.09.98 установлен новый порядок расчетов при перевозках.
Согласно п. 7 Положения о Министерстве путей сообщения РФ исполнению подлежат изданные в пределах компетенции министерства приказы, указания, инструкции и другие акты. Телеграмма МПС не соответствует установленной постановлением Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 форме нормативного акта федерального органа исполнительной власти.
Государственное предприятие Юго - Восточная железная дорога является хозяйствующим субъектом, а поэтому вынесение в отношении его предписания ответчиком соответствует антимонопольному законодательству.
При вынесении решения и постановления судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
С учетом изложенного, руководствуясь п. 1 ст. 175 и ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Центрального округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 10.11.99 и постановление апелляционной инстанции того же суда от 05.01.2000 по делу N А14-5976-99/266/15 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.
Председательствующий
Н.В.КЛЮЧНИКОВА
Судьи
Н.М.ОРЕШИНА
С.Ю.ПАНЧЕНКО