Решения и определения судов

Постановление ФАС Центрального округа от 01.11.1999 N А14-4227-99/161/11 Дело по иску о взыскании штрафных санкций за неуплату налога на основании Налогового кодекса РФ направлено на новое рассмотрение в связи с неправильным применением арбитражным судом норм материального права.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЦЕНТРАЛЬНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности судебных актов арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 1 ноября 1999 г. Дело N А14-4227-99/161/11“

Федеральный арбитражный суд Центрального округа в составе:

председательствующего Александрова В.Н.

судей Маргеловой Л.М.

Панченко С.Ю.

при участии в заседании:

от истца не явились,извещены

надлежащим образом;

от ответчика не явились, извещены

надлежащим образом,

рассмотрев кассационную жалобу ГНИ по г. Нововоронежу Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.08.99 (судья Протасов С.В.) по делу N А14-4227-99/161/11,

УСТАНОВИЛ:

ГНИ по г. Нововоронежу Воронежской области обратилась с иском о взыскании с ОАО “Воронежоблгаз“ штрафных санкций на сумму 41692 руб..

Решением Арбитражного суда Воронежской области от 31.08.99 иск удовлетворен частично. Взыскано с ОАО “Воронежоблгаз“ в доход бюджета 1463 руб. 30 коп.. В остальной части иска отказано.

В кассационной жалобе заявитель просит решение отменить и удовлетворить иск в полном объеме, поскольку арбитражным судом неправильно применены нормы Налогового кодекса Российской Федерации.

Ознакомившись с материалами дела, жалобой, кассационная инстанция установила следующее.

ГНИ по г. Нововоронежу Воронежской области проведена документальная проверка соблюдения налогового законодательства ОАО “Воронежоблгаз“ за период
с 01.07.96 по 31.12.98.

По результатам проверки вынесено постановление N 21 от 11.05.99 о привлечении ОАО “Воронежоблгаз“ к ответственности по п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 10 процентов от неуплаченных сумм налогов на сумму 2362 руб., по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налогов в результате занижения налогооблагаемой базы в виде штрафа в размере 20 процентов от неуплаченных сумм налогов на сумму 36403 руб., по ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации за невыполнение налоговым агентом обязанности по перечислению подоходного налога с физических лиц на сумму 2927 руб.. Общая сумма штрафов составила 41692 руб..

В соответствии с п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей в редакции от 31.07.98, грубое нарушение организацией правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, если эти деяния повлекли занижение дохода, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от суммы неуплаченного налога.

ГНИ по г. Нововоронежу привлекла к ответственности налогоплательщика 11.05.99, т.е. до внесения изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации N 154-ФЗ от 09.07.99, заменивших слово “дохода“ в п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации на слова “налоговой базы“.

В силу п. 2 ст. 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Поскольку изменения, внесенные в п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации расширяют ответственность налогоплательщика за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, тем самым ухудшая его положение, а поэтому обратной
силы не имеют.

В связи с тем, что налог на добавленную стоимость и налог на пользователей автодорог не являются доходом предприятия, то грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения по указанным налогам не влечет занижение дохода и к ответственности по п. 3 ст. 120 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 31.07.98) ОАО “Воронежоблгаз“ привлечению не подлежит.

Согласно акту проверки проверяемый период деятельности ответчика - с 01.07.96 по 31.12.98.

Выявленное занижение подоходного налога с физических лиц имело место до 01.01.99, т.е. до вступления в силу части первой Налогового кодекса Российской Федерации, а поэтому при разрешении заявленного иска следует исходить из норм налогового законодательства, действующих в проверяемый период.

В соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“ своевременно не удержанные, удержанные не полностью или не перечисленные в бюджет суммы налогов, подлежащие взысканию у источника выплаты, взыскиваются с предприятий с наложением штрафа в размере 10 процентов от сумм, подлежащих взысканию.

Ответчик признал, что допустил нарушение указанного Закона, не удержав 1212 руб., и не перечислил подоходный налог. Поэтому сумма штрафа должна составить 10 процентов (1463 руб. 30 коп.) от суммы, подлежащей взысканию.

Довод заявителя жалобы о том, что штраф должен взыскиваться в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и перечислению, как это предусмотрено ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации, несостоятелен, поскольку в силу п. 2 ст. 5 Кодекса данная ответственность может применяться только в отношении налоговых правонарушений, допущенных налогоплательщиками и иными обязанными лицами после 31.12.98. Таким образом, вывод арбитражного суда о неправомерном наложении штрафа на ОАО “Воронежоблгаз“ на основании п.
3 ст. 120 и ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации обоснован и решение в этой части подлежит оставлению без изменения.

Вместе с тем, отказывая во взыскании штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции исходил из того, что признание неконституционными п.п. “а“ и абзаца первого п.п. “б“ п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ исключает их применение к правонарушениям, имевшим место до 01.01.99, а, следовательно, ответственность, предусмотренная частью первой Налогового кодекса Российской Федерации, ухудшает положение налогоплательщика и тоже не может применяться.

Между тем, из мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 11-П от 15.07.99 следует, что неконституционность выше названных положений ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ обусловлена завышенным размером санкций, а не недопустимостью их применения вообще. При этом Конституционный Суд, указывая на необходимость устранения допущенных нарушений прав граждан, ориентирует судебные органы на размеры штрафных санкций, установленные частью первой Налогового кодекса Российской Федерации как соответствующие тяжести правонарушений, перечисленных в п.п. “а“ и абзаце первом п.п. “б“ п. 1 ст. 13 Закона РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о неправомерности применения к ответчику санкций по ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации является ошибочным.

Оценка фактических обстоятельств в отношении неуплаты налогов судом не дана, что влечет направление дела в этой части на новое рассмотрение.

На основании изложенного, руководствуясь п.п. 1,3 ст. 175, ст. 176, ст. 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Воронежской области от 31.08.99 по делу N А14-4227-99/161/11 в
части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании штрафных санкций в размере 36403 руб. за неуплату налога отменить и направить дело на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

В остальной части решение оставить без изменения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.

Председательствующий

В.Н.АЛЕКСАНДРОВ

Судьи

Л.М.МАРГЕЛОВА

С.Ю.ПАНЧЕНКО