Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 08.12.2003 N Ф03-А59/03-2/2950 Правомерно отказано в иске о взыскании недоимки по страховым взносам за неработающее население и пени, поскольку заявитель пропустил срок для обращения с заявлением в суд о взыскании задолженности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 08 декабря 2003 года Дело N Ф03-А59/03-2/2950“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования на решение от 13.08.2003 по делу N А59-1649/03-С13 Арбитражного суда Сахалинской области по иску Сахалинского территориального фонда обязательного медицинского страхования к администрации и Финансовому управлению муниципального образования г. Невельска и Невельского района о взыскании страховых взносов и пени.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ мотивированное постановление изготовлено 08.12.2003.

Сахалинский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - Территориальный ФОМС) обратился с заявлением к администрации и Финансовому управлению муниципального
образования г. Невельска и Невельского района о взыскании недоимки по страховым взносам за неработающее население и пени за просрочку платежа.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 13.08.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что Территориальным ФОМС пропущен срок для обращения с заявлением в суд о взыскании взносов и пени. Кроме того, проверкой, в нарушение статьи 87 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), охвачен период времени более чем за три календарных года, непосредственно предшествующих году проведения проверки.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе Территориальный ФОМС просит отменить решение суда в связи с допущенными нарушениями норм материального права. По мнению заявителя жалобы, поддержанному его представителем в суде кассационной инстанции, суд неправомерно применил к возникшим правоотношениям нормы Налогового кодекса РФ, так как страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения не отнесены к федеральным налогам и сборам, поэтому администрация и Финансовое управление муниципального образования г. Невельска и Невельского района, а также Территориальный ФОМС не являются участниками налоговых правоотношений.

Администрация и Финансовое управление муниципального образования г. Невельска и Невельского района, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в заседании суда участия не принимали.

Администрация г. Невельска и Невельского района в отзыве на кассационную жалобу отклоняет требования Территориального ФОМС, считает принятый по делу судебный акт законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя Территориального ФОМС, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемого судебного акта.

Как установлено материалами дела, Территориальный ФОМС провел проверку своевременности и
полноты перечисления плательщиком - Администрацией Невельского района страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за 1996 - 2000 годы. Результаты проверки отражены в акте б/н от 30.10.2001, согласно которому Администрации Невельского района предложено в 10-дневный срок перечислить в добровольном порядке недоимку по страховым взносам в сумме 5121385 руб. и пеню в сумме 116500 руб.

12.04.2002 в адрес администрации и Финансового управления муниципального образования г. Невельска и Невельского района направлена претензия N 01-343, в которой предложено до 20.05.2002 перечислить задолженность по страховым взносам прошлых лет - 5121385 руб., пеню - 1843699 руб., а также взносы за 2001 год - 189167 руб. и пеню за их несвоевременную уплату - 189167 руб.

Так как в добровольном порядке уплачены только страховые взносы за 2001 год, Территориальный ФОМС 26.05.2003 обратился за взысканием оставшихся сумм недоимки и пени в судебном порядке.

До принятия судом решения Территориальный ФОМС уточнил заявленные требования и просил взыскать пени за просрочку текущих платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения в 2001 году в размере 189167 руб., сумму задолженности страховых платежей прошлых лет - 3817524 руб., а также сумму пени, начисленную в 2001 году на задолженность прошлых лет за период с 01.01.1996 по 31.12.2000 в сумме 1479196 руб.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований в полном объеме, арбитражный суд правомерно применил к возникшим правоотношениям нормы налогового законодательства.

Спорные правоотношения возникли после внесения изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ, в соответствии с которым органы государственных внебюджетных фондов отнесены к участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (пункт 7
статьи 9 Налогового кодекса РФ).

Статьей 34-1 данного Кодекса установлено, что в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю (то есть в отношении налогов, уплачиваемых в государственные социальные внебюджетные фонды), эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные настоящим Кодексом.

В связи с вышеизложенным являются необоснованными доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Территориальный ФОМС не относится к участникам налоговых правоотношений.

Противоречат нормам материального права и доводы Территориального ФОМС о том, что администрация и Финансовое управление муниципального образования г. Невельска и Невельского района не относятся к участникам налоговых правоотношений по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993 N 4543-1, на которое ссылается заявитель жалобы, страховые взносы на обязательное медицинское страхование уплачиваются двумя категориями плательщиков: работодателями и иными плательщиками (пункт 2 Положения).

К иным плательщикам пункт 3 указанного Положения относит органы исполнительной власти, которые обязаны уплачивать платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В связи с различными категориями плательщиков взносов данным Положением (пункт 10) установлен и особый порядок взыскания недоимок, пеней, штрафов: с работодателей - в бесспорном порядке, с иных плательщиков страховых взносов - в судебном порядке.

Изложенное выше свидетельствует о том, что законодателем установлен обязательный порядок уплаты страховых взносов, но различными категориями плательщиков, на плательщиков страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию и учреждения банков распространяются порядок и условия налогового законодательства (пункт 8 указанного Положения).

Статьей 87 Налогового кодекса РФ установлено,
что налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Следовательно, проведенной Территориальным ФОМС 30.10.2001 проверкой не могли быть охвачены 1996 и 1997 годы, на что обоснованно указал арбитражный суд. Таким образом, установленные проверкой в указанные годы нарушения, допущенные Администрацией муниципального образования г. Невельска и Невельского района, не порождают никаких правовых последствий.

Является обоснованным и вывод арбитражного суда о том, что Территориальным ФОМС пропущен срок для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пеней.

Факт обнаружения налогового правонарушения зафиксирован актом проверки б/н от 30.10.2001, в арбитражный суд заявление о взыскании недоимки по страховым платежам и пеней направлено 26.05.2003.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, заявление о взыскании недоимки с физического лица может быть подано в суд в течение 6 месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование об уплате недоимок по страховым взносам в адрес плательщика взносов вообще не направлялось. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 5 от 28.02.2001 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ (пункт 12) установлено, что, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса РФ), судам необходимо исходить из универсальной воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ, в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. Данный срок является пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывает в удовлетворении требований
налогового органа к юридическому лицу.

Исходя из вышеизложенного, а также по доводам кассационной жалобы основания для отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 13.08.2003 по делу N А59-1649/03-С13 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.