Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.10.2003 N Ф03-А73/03-1/2506 Дело по иску о признании недействительными изменений в уставе учреждения здравоохранения направлено на новое рассмотрение в связи с неполным исследованием и оценкой обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 октября 2003 года Дело N Ф03-А73/03-1/2506“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения здравоохранения “Районная больница пос. Чегдомын“ на решение от 29.05.2003 по делу N А73-2061/2003-40 Арбитражного суда Хабаровского края по иску муниципального учреждения здравоохранения “Районная больница п. Чегдомын“ к Комитету по управлению имуществом Администрации Верхнебуреинского района, Отделу здравоохранения Администрации Верхнебуреинского района, Администрации Верхнебуреинского района, 3-е лицо: ИМНС РФ по Верхнебуреинскому району, о признании Устава МУЗ “Районная больница п. Чегдомын“ в части недействительным.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в
полном объеме отложено до 13.10.2003.

Муниципальное учреждение здравоохранения “Центральная районная больница п. Чегдомын“ (далее - учреждение здравоохранения) обратилось в арбитражный суд с иском к Комитету по управлению имуществом Администрации Верхнебуреинского района, главе Верхнебуреинского района, ИМНС по Верхнебуреинскому району о признании недействительными изменений в уставе МУЗ “Центральная районная больница п. Чегдомын“, за исключением изменений в наименовании учреждения.

Иск обоснован тем, что изменения в Уставе МУЗ “Центральная районная больница п. Чегдомын“ являются недействительными, поскольку в нарушение п. 2 ст. 49 ГК РФ ограничивают правоспособность юридического лица и не соответствуют требованиям действующего законодательства.

До принятия судом решения истец в порядке ст. 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил признать недействительными следующие пункты устава - 1.7, 3.8, 5.1, 5.3, 5.5, 5.6, а также недействительными в части пункты - 1.5, 2.1, 3.5, 3.6, 4.3, 4.6 устава.

Решением от 29.05.2003 в удовлетворении исковых требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый устав соответствует требованиям ст. 52 ГК РФ.

В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.

В кассационной жалобе МУЗ “Центральная больница п. Чегдомын“ просит принятый по делу судебный акт отменить.

В обоснование жалобы заявитель привел доводы о том, что в соответствии с внесенными изменениями в устав, учреждение здравоохранения лишено права самостоятельного решения вопроса о порядке ведения в учреждении бухгалтерского учета и отчетности, права приема на работу и увольнения. Кроме того, в сфере осуществления экономической деятельности, в соответствии с уставными целями учреждения, его деятельность ограничена обязанностью согласования своих действий с Отделом здравоохранения Администрации Верхнебуреинского района. Полагает, что Федеральным законом “О некоммерческих организациях“ не установлена компетенция органов местного самоуправления и не разграничены полномочия выборного
и представительного органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья граждан, не определены право единоличного управления учреждением здравоохранения, а также порядок постановки бухгалтерского учета и отчетности. В связи с этим деятельность учреждения здравоохранения регулируется не только указанным Законом, но и иными нормативными актами, регулирующими правоотношения в сфере здравоохранения.

Считает постановление главы Верхнебуреинского района от 28.12.2002 N 770 о создании в структуре администрации района отдела здравоохранения и о проведении организационно-штатных изменений в МУ “Центральная районная больница п. Чегдомын“ принятым с превышением полномочий, в связи с чем изменения, внесенные в устав учреждения здравоохранения, не соответствуют закону.

Отзывы на кассационную жалобу не поступили.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель истца поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.

Представитель Администрации Верхнебуреинского района, не согласившись с доводами кассационной жалобы, просил в ее удовлетворении отказать. Считает, что изменения в устав истца внесены правомерно, в соответствии с компетенцией главы муниципального образования, предусмотренной его уставом. Внесенные в устав истца изменения не противоречат требованиям действующего законодательства.

Проверив законность обжалуемого судебного акта, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа считает, что решение от 29.05.2003 подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 28.12.2002 главой Верхнебуреинского района принято постановление N 770 о создании в структуре Администрации Верхнебуреинского района отдела здравоохранения.

Пунктом 4 данного постановления определено, что председателю комитета по имуществу администрации района и и.о. главного врача МУ ЦРБ необходимо осуществить действия по внесению изменений и дополнений в Устав муниципального учреждения “Центральная районная больница п. Чегдомын“, исключив функции управлением здравоохранения района, и переименовать муниципальное учреждение “Центральная районная больница п. Чегдомын“ в муниципальное учреждение здравоохранения “Районная больница п. Чегдомын“.

Постановлением и.о. главы Верхнебуреинского
района от 10.02.2003 N 82 внесены изменения в пункт 4 постановления от 28.12.2002 N 770, которым предписано указанным лицам осуществить все юридические действия по изменению учредительных документов муниципального учреждения “Центральная районная больница п. Чегдомын“, исключив функции управления здравоохранения района, утвердить новую редакцию устава.

Новая редакция Устава МУЗ “Районная больница п. Чегдомын“ утверждена председателем Комитета по управлению имуществом Администрации Верхнебуреинского района 06.02.2003.

13.02.2003 ИМНС РФ по Верхнебуреинскому району принято решение N 202 о государственной регистрации изменений, внесенных в учредительные документы МУЗ “Районная больница п. Чегдомын“, и выдано свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

Истец, полагая, что новая редакция устава ограничивает его в правах, а также не соответствует требованиям закона, обратился с иском в арбитражный суд.

В соответствии со ст. 50 ГК РФ юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).

В силу ст. 52 ГК РФ юридическое лицо действует на основании устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. Изменения учредительных документов приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон от 12.01.1996 имеет номер 7-ФЗ, а не 7.

Федеральным законом “О некоммерческих организациях“ от 12.01.1996 N 7 установлено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), некоммерческих партнерств, учреждений, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии со ст. 9 данного Закона учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником. Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.

Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований истца, суд исходил из того, что поскольку учредителем МУЗ “Районная больница п. Чегдомын“ является Администрация Верхнебуреинского района в лице комитета по управлению имуществом, то правомерным является определение учредителем функций больницы как учреждения, целью и предметом деятельности которого является оказание квалифицированной, специализированной, консультативной медицинской помощи населению района, а также взаимоотношений учреждения с иными органами здравоохранения.

При этом судом сделаны выводы о том, что поскольку создание юридических лиц регулируется нормами Гражданского кодекса РФ, то к спорным правоотношениям неприменимы нормы действующего законодательства о здравоохранении, о бухгалтерском учете, о труде.

Между тем правовое положение, порядок создания и деятельности учреждений определяется не только нормами Гражданского кодекса РФ, но и ФЗ “О некоммерческих организациях“, а также иными правовыми актами, регулирующими особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений.

Однако суд в нарушение требований ст. 168 АПК РФ не дал оценки доводам истца о несоответствии отдельных пунктов Устава МУЗ “Районная больница п. Чегдомын“ требованиям действующего законодательства о здравоохранении, о бухгалтерском учете, о местном самоуправлении, а также положениям примерного устава системы здравоохранения, рекомендованного совместным Письмом Минздрава России и Госкомимущества России от 25.06.1996 N 2510/2926-96-27, от 11.07.1996 N ОК-6/5435.

Не рассмотрены судом и доводы истца о недействительности изменений, внесенных в Устав МУЗ “Центральная районная больница п. Чегдомын“ по причине превышения полномочий главой Верхнебуреинского района при издании постановления от 28.12.2002 N 770, а также об ограничении правоспособности
истца в нарушение требований п. 2 ст. 49 Гражданского кодекса РФ.

Следовательно, вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований МУЗ “Районная больница п. Чегдомын“ сделан с нарушением требований ст. 71 АПК РФ без исследования обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного рассмотрения дела, что могло привести к принятию неправильного решения.

При таких обстоятельствах кассационная жалоба подлежит удовлетворению, а решение от 29.05.2003 - отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 287 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 29.05.2003 по делу N А73-2061/2003-40 Арбитражного суда Хабаровского края отменить. Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.