Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 26.08.2003 N Ф03-А73/03-1/2045 по делу N А73-468/2003-35 До урегулирования федеральным законодательством вопросов финансирования льгот гражданам, награжденным знаком “Почетный донор России“, предоставление льгот указанной категории граждан, в том числе по оплате электроэнергии, должно производиться за счет средств федерального бюджета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 26 августа 2003 года Дело N Ф03-А73/03-1/2045“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю на решение от 24.04.2003, постановление от 25.06.2003 по делу N А73-468/2003-35 (АИ-1/590) Арбитражного суда Хабаровского края по иску открытого акционерного общества энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, 3-и лица: УФК МФ РФ, Финансовый отдел Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Комитет социальной защиты населения Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, о взыскании 8148 руб. 12 коп.

Открытое
акционерное общество энергетики и электрификации “Хабаровскэнерго“ обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 8148 рублей 12 копеек, составляющих убытки, образовавшиеся в результате предоставления льгот по оплате электроэнергии населению г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, имеющему на это право на основании Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“, в январе - октябре 2002 года.

В качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Финансовый отдел Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района, Комитет социальной защиты Администрации г. Николаевска-на-Амуре и Николаевского района.

Решением от 24.04.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 25.06.2003, с Министерства финансов РФ за счет средств казны Российской Федерации в соответствии со статьями 16, 1064, 1069, 1071 ГК РФ в пользу истца взысканы убытки в размере 8148 рублей 12 копеек.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, УФК по Хабаровскому краю просит в кассационной жалобе их отменить, ссылаясь на нарушения норм материального права.

В обоснование жалобы заявитель кассационной жалобы приводит доводы о том, что финансирование расходов по оплате коммунальных услуг почетным донорам за счет федерального бюджета является неправомерным, так как в силу статьи 4 Закона РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ финансирование расходов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ, которые не были утверждены. Следовательно, незаконное бездействие Ф.И.О. субъектов РФ и органов местного самоуправления.

В судебном заседании представитель Минфина РФ доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержал в полном объеме.

Представители других лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о
времени и месте слушания жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились.

Как следует из материалов дела, ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ за счет собственных средств за период январь - октябрь 2002 года в соответствии с Законом РФ “О донорстве крови и ее компонентов“ предоставило льготы по оплате потребленной электрической энергии гражданам, проживающим в г. Николаевске-на-Амуре и Николаевском районе, на общую сумму 8149 рублей 12 копеек.

В связи с невозмещением ответчиком указанных расходов ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“ обратилось с настоящим иском в суд.

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 “О донорстве крови и ее компонентов“ граждане, награжденные знаком “Почетный донор России“, имеют право на снижение до 50 процентов размера оплаты коммунальных услуг. При этом статьей 4 названного Закона установлено, что финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральных, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.

Как установлено судами обеих инстанций, на федеральном, краевом и муниципальном уровнях такие программы не принимались. В бюджете Хабаровского края отсутствуют соответствующие статьи расходов на компенсацию предоставляемых льгот по оплате коммунальных услуг лицам, награжденным знаком “Почетный донор России“.

Арбитражный суд Хабаровского края, удовлетворяя исковые требования ОАО ЭиЭ “Хабаровскэнерго“, правомерно сослался на Определение Конституционного Суда РФ от 09.04.2002 N 68-О, которым предусмотрено, что впредь до урегулирования возникших правоотношений федеральным законом, предусматривающим распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, предоставление льгот почетным донорам должно производиться за счет средств федерального бюджета.

Данная правовая позиция следует из положений Конституции Российской Федерации и обеспечивает реализацию прав и законных интересов граждан и организаций.

Взыскание расходов истца
за счет средств федерального бюджета соответствует также Постановлению Правительства РФ N 862 от 30.07.1998 “О Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999 - 2001 годах“, Постановлению Правительства РФ N 584 от 15.08.2001 “О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года“, согласно которым ответственность субъекта РФ за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, может иметь место лишь при передаче федеральным бюджетом средств для компенсации таких расходов и в пределах переданных для этих целей средств.

Довод кассационной жалобы об отсутствии противоправных действий Минфина РФ, поскольку оно действовало строго в рамках, определенных Федеральным законом “О федеральном бюджете на 2002 год“, был предметом рассмотрения в судебных инстанциях, и ему дана надлежащая оценка. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 N 273 “Об утверждении Положения о Министерстве финансов Российской Федерации“ (в редакции от 18.06.1999) Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, одна из основных задач которого состоит в разработке проекта федерального бюджета и обеспечении исполнения в установленном порядке федерального бюджета. Кроме того, в рамках настоящего процесса Министерство финансов РФ представляет интересы Российской Федерации, выступая от имени ее казны, исходя из положений статей 1071, 125 Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, кассационная инстанция считает, что оснований для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 24.04.2003, постановление апелляционной инстанции
от 25.06.2003 Арбитражного суда Хабаровского края по делу N А73-468/2003-35 (АИ-1/590) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.