Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.08.2003 N Ф03-А16/03-2/1860 Изменение форм учета налогоплательщиков и переоформление в связи с этим свидетельств о постановке на налоговый учет не лишает юридической силы регистрацию налогоплательщика, произведенную до вступления в действие Налогового кодекса РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 августа 2003 года Дело N Ф03-А16/03-2/1860“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Еврейской автономной области на решение от 07.05.2003 по делу N А16-264/03-6 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Еврейской автономной области к Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Октябрьского района Еврейской автономной области о взыскании 10000 рублей.

В соответствии со статьей 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось
до 13.08.2003.

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 1 по Еврейской автономной области (далее - инспекция по налогам и сборам) обратилась в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением о взыскании с Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Октябрьского района штрафа в размере 10000 рублей, предусмотренного пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе.

Решением суда от 07.05.2003 в удовлетворении заявления отказано. При этом суд исходил из того, что ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств поставлена на налоговый учет 23.12.1993, в связи с чем к ней неприменимы меры ответственности, предусмотренные статьей 116 Налогового кодекса РФ.

В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.

В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит решение суда от 07.05.2003 отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы налоговый орган ссылается на то, что ответственность применена за неисполнение налогоплательщиком обязанности, установленной статьей 83 Налогового кодекса РФ, введенного в действие с 01.01.1999.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Лица, участвующие в деле, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, участия в судебном заседании не принимали.

Изучив материалы дела, доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа находит жалобу не подлежащей удовлетворению исходя из нижеследующего.

Как следует из материалов дела, ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств зарегистрирована исполнительным комитетом Октябрьского районного Совета народных депутатов 21.02.1991 (регистрационный номер 32). На налоговый учет в Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району ассоциация поставлена 23.12.1993.

01.01.1999 введена в действие часть первая Налогового кодекса РФ,
статьей 83 которого установлена обязанность налогоплательщиков встать на налоговый учет по месту нахождения организации, в связи с чем, по мнению налогового органа, ассоциация фермерских хозяйств обязана была вновь подать заявление о постановке на налоговый учет и получить соответствующее свидетельство.

При этом, как видно из материалов дела, заявление в налоговый орган подано лишь 17.12.2002.

С учетом указанных обстоятельств, инспекцией по налогам и сборам составлен акт N 1 от 22.01.2003, на основании которого принято решение от 14.02.2003 N 03-18/320 ДСП о привлечении ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 10000 рублей.

Неисполнение требования налогового органа об уплате штрафной санкции N 7 от 14.02.2003 в добровольном порядке послужило основанием для обращения инспекции по налогам и сборам с заявлением в арбитражный суд.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения организации. Заявление о постановке на учет организацией подается в течение 10 дней после ее государственной регистрации.

При нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более чем на 90 дней пунктом 2 статьи 116 Налогового кодекса РФ предусмотрена ответственность в виде взыскания штрафа в сумме 10000 рублей.

Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств прошла государственную регистрацию 21.02.1991. 23.12.1993 ассоциация встала на налоговый учет в Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району в соответствии со статьей 4 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“. Следовательно, ее регистрация в налоговом органе состоялась, что не оспаривается заявителем.

В 2001 году
Госналогинспекция по Октябрьскому району вошла в состав Межрайонной инспекции МНС РФ N 1 по Еврейской автономной области, к которой перешли все функции и полномочия Государственной налоговой инспекции по Октябрьскому району, в том числе осуществление налогового контроля и учета.

Учитывая, что статья 83 Налогового кодекса РФ предусматривает обязательный учет налогоплательщиков, необходимым условием привлечения налогоплательщика к ответственности по статье 116 Кодекса является нарушение последним обязанности встать на налоговый учет в установленный срок.

Поскольку регистрация налогоплательщика в налоговом органе имела место в 1993 году, у налогового органа не имелось оснований для привлечения ассоциации крестьянских хозяйств к налоговой ответственности за нарушение срока постановки на налоговый учет.

Введение в действие части первой Налогового кодекса РФ, изменение форм учета налогоплательщиков и переоформление в связи с этим свидетельств о постановке на налоговый учет не лишает юридической силы регистрацию налогоплательщика, произведенную до вступления в действие части первой Налогового кодекса РФ.

Кроме того, согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса РФ обязанность вести учет налогоплательщиков возложена на налоговые органы, которые обязаны принимать меры к постановке налогоплательщиков на учет. Так, в случае отсутствия заявления о постановке на налоговый учет, налоговый орган обязан поставить налогоплательщика на учет на основании имеющихся в налоговом органе данных и информации. При этом налоговые органы присваивают налогоплательщику-организации соответствующий код причины постановки на учет (КПП) и направляют ей уведомление о постановке на учет в налоговом органе по формам, утвержденным Приказом МНС РФ от 27.11.1998 N ГБ-3-12/309.

При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда и удовлетворения кассационной жалобы суд кассационной инстанции не находит.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Еврейской автономной области от 07.05.2003 по делу N А16-264/03-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.