Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 13.08.2003 N Ф03-А16/03-2/1747 Заявление о признании недействительным решения налогового органа правомерно удовлетворено, поскольку налоговый орган неправомерно начислил истцу пени за период рассмотрения заявления о реструктуризации, так как акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 13 августа 2003 года Дело N Ф03-А16/03-2/1747“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Биробиджану на решение от 27.03.2003, постановление от 04.06.2003 по делу N А16-153/2003 Арбитражного суда Еврейской автономной области по заявлению открытого акционерного общества “Биробиджанская мебельная фабрика“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Биробиджану о признании недействительным решения N РД-07-20 от 31.01.2003 и не подлежащими исполнению инкассовых поручений NN 105, 107, 110 от 26.02.2003.

Изготовление постановления в полном объеме откладывалось на основании
статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

Открытое акционерное общество “Биробиджанская мебельная фабрика“ (далее - ОАО “БМФ“, общество) обратилось в Арбитражный суд Еврейской автономной области с заявлением (с учетом его уточнения) к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Биробиджану (далее - инспекция по налогам и сборам, налоговый орган) о признании недействительным решения N РД-07-20 от 31.01.2003 и не подлежащими исполнению инкассовых поручений NN 105, 107, 110 от 26.02.2003.

Решением суда от 27.03.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 04.06.2003, заявленные требования удовлетворены в полном объеме на том основании, что инспекция по налогам и сборам неправомерно произвела начисление обществу пени за период рассмотрения заявления о реструктуризации, поскольку акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам считает, что судебные акты приняты с нарушением норм материального права, и просит их отменить. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на неправильное толкование судом положений Постановления Правительства РФ “О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ от 03.09.1999 N 1002, так как на момент принятия налоговым органом решения о реструктуризации задолженности ОАО “БМФ“, редакция названного Постановления не предусматривала реструктуризацию пени, начисленной за период подачи заявления до момента принятия решения о реструктуризации. При этом реструктуризации подлежали только начисленные пени по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления. Следовательно, начисленные пени за период с 01.12.1999 по 19.01.2000 в сумме 61853 руб. являлись текущей задолженностью общества.

Кроме того, по
мнению налогового органа, после внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 ОАО “БМФ“, согласно пункту 3 Постановления в редакции от 23.05.2001 N 410, следовало подать дополнительное заявление о реструктуризации пени, начисленной с момента подачи заявления о реструктуризации до принятия по нему решения налоговым органом, то есть с 01.12.1999 по 19.01.2000.

Доводы кассационной жалобы поддержаны представителем инспекции по налогам и сборам в судебном заседании.

Представитель общества в заседании суда выразил несогласие с доводами кассационной жалобы и просил решение и постановление суда оставить без изменения, ссылаясь на их законность и обоснованность.

Рассмотрев дело в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд кассационной инстанции не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Материалами дела установлено, что ОАО “БМФ“ 01.12.1999 обратилось с заявлением в инспекцию по налогам и сборам о реструктуризации кредиторской задолженности по налогам, пеням и штрафам перед федеральным бюджетом по состоянию на 01.12.1999. Решение о реструктуризации задолженности, пеней и штрафов принято налоговым органом 19.01.2000. Сторонами составлен график погашения задолженности, который обществом соблюдается.

Между тем налоговым органом обществу начислена пеня на сумму задолженности в размере 61853 руб. за период с 01.12.1999 по 18.01.2000. Требованием N 20 от 27.01.2003 ОАО “БМФ“ предложено в срок до 31.01.2003 погасить числящуюся за обществом задолженность по пене. В обоснование начисления пени налоговая инспекция письмом от 05.02.2003 N 07/2011 сообщила налогоплательщику, что данная сумма пени начислена за период принятия решения о реструктуризации, и в связи с непринятием мер по погашению пени или ее реструктуризации принято решение N РД-07-20 от 31.01.2003 о принудительном взыскании пени в названной сумме.

В
соответствии со статьей 46 Налогового кодекса РФ инспекцией по налогам и сборам выставлены инкассовые поручения NN 105, 107 и 110 от 26.02.2003.

ОАО “БМФ“, не согласившись с указанными решением и инкассовыми поручениями, оспорило их в судебном порядке.

Арбитражным судом обеих инстанций в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ дана надлежащая оценка представленным в деле доказательствам и на основании правильного применения норм, регулирующих рассматриваемые правоотношения, обоснованно удовлетворены требования общества с указанием на неправомерность действий налогового органа по начислению обществу пени за период рассмотрения заявления о реструктуризации в связи с тем, что акты законодательства о налогах и сборах, ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют.

Во исполнение Федерального закона “О федеральном бюджете на 1999 год“ от 22.02.1999 N 36-ФЗ (в редакции от 20.11.1999) Правительством РФ принято Постановление “О Порядке и сроках проведения реструктуризации представленной задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом“ от 03.09.1999 N 1002, которым утвержден соответствующий Порядок реструктуризации задолженности, пеней и штрафов.

В соответствии с установленным Порядком реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженность по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов по состоянию на 1-е число месяца подачи заявления о предоставлении права на реструктуризацию задолженности.

Следовательно, установленный Порядок реструктуризации не предусматривал начисление пени за период рассмотрения заявления и принятия решения о реструктуризации.

Ссылка инспекции по налогам и сборам на то обстоятельство, что реструктуризация в части задолженности по начисленным пеням проводится исходя из исчисленной по данным учета
налоговых органов задолженности по состоянию на дату принятия решения о реструктуризации, и поэтому общество обязано было подать дополнительное заявление о реструктуризации пени за период с 01.12.1999 по 18.01.2000, признается несостоятельной.

Указанный налоговым органом Порядок реструктуризации пени был установлен Постановлением Правительства РФ в редакции от 23.05.2001 N 410 и к рассматриваемому спору не может быть применим в силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и пункта 2 статьи 5 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, кассационная инстанция считает неправомерным решение от 31.01.2003 налогового органа по принудительному взысканию пени в результате неисполнения требования N 20 от 27.01.2003 в силу нижеследующего.

Вследствие того, что начисление пеней всегда связано с нарушением обязанности как по уплате, так и по удержанию налогов, то налоговый орган, принимая решение о взыскании пени, обязан соблюдать требования Налогового кодекса РФ относительно сроков совершения определенных действий.

Статья 70 Налогового кодекса РФ предусматривает два основания направления налогоплательщику требования об уплате налога (пени): первое - по текущим платежам (по которым истек срок уплаты), второе - в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки. Причем в первом случае требование об уплате налога направляется налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, во втором случае - в десятидневный срок со дня вынесения соответствующего решения. В данном случае оба эти основания направления обществу требования отсутствовали. В материалах дела нет сведений о проведении налоговой инспекцией мероприятий налогового контроля, по результатам которых налоговый орган направил налогоплательщику требование об уплате налога (пени).

При этом пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога (пени), установленного статьей 70 Налогового кодекса РФ, не влечет
изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней. Этот срок установлен пунктом 3 статьи 46 и пункта 3 статьи 48 настоящего Кодекса. На данные обстоятельства указывал Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 12 Постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“.

При таких обстоятельствах доводы заявителя кассационной жалобы признаются необоснованными, а принятые по делу судебные акты соответствуют закону и отмене не подлежат.

С учетом изложенного и руководствуясь статьями 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 27.03.2003, постановление апелляционной инстанции от 04.06.2003 по делу N А16-153/2003 Арбитражного суда Еврейской автономной области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.