Решения и определения судов

Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.07.2003 N Ф03-А59/03-2/1560 В удовлетворении заявления о признании незаконным отказа в проведении кадастрового учета земельных участков правомерно отказано, поскольку истцом были предоставлены документы для проведения государственного кадастрового учета по форме и содержанию, не соответствующие требованиям законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда кассационной инстанции

от 16 июля 2003 года Дело N Ф03-А59/03-2/1560“

(извлечение)

Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Оленевод“ на решение от 17.12.2002, постановление от 03.04.2003 по делу N А59-3058/02-С24 Арбитражного суда Сахалинской области по заявлению закрытого акционерного общества “Оленевод“ к федеральному государственному учреждению “Земельная кадастровая палата“ по Сахалинской области Росземкадастра России, третьи лица: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Сахалинской области, Инспекция по использованию и охране земель по Сахалинской области, Александровск-Сахалинский лесхоз, Ногликский лесхоз, Охинский лесхоз, о признании незаконным отказа в проведении кадастрового учета.

В соответствии со статьей
176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изготовление постановления в полном объеме откладывалось до 16.07.2003.

Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 17.12.2002, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.04.2003, отказано в удовлетворении заявления закрытого акционерного общества “Оленевод“ о признании незаконным решения инженера 1 категории Герей М.А. федерального государственного учреждения “Земельная кадастровая палата“ по Сахалинской области Росземкадастра России от 17.09.2002 об отказе в проведении государственного кадастрового учета земельных участков и об обязании произвести кадастровый учет.

К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Комитет по земельным ресурсам и землеустройству по Сахалинской области, Инспекция по использованию и охране земель по Сахалинской области, Александровск-Сахалинский лесхоз, Ногликский лесхоз, Охинский лесхоз.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что документы, представленные обществом для проведения государственного кадастрового учета земельных участков, по форме и содержанию не соответствовали требованиям законодательства. На этом основании суд пришел к выводу о законности решения об отказе в проведении кадастрового учета земель по заявке ЗАО “Оленевод“.

В кассационной жалобе ЗАО “Оленевод“ просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты.

При этом заявитель жалобы считает ошибочным, не основанным на материалах дела вывод суда о том, что спорные земельные участки обществу не принадлежат, так как были предоставлены ему временно под оленьи пастбища без изъятия их из состава земель государственного лесного фонда. По мнению заявителя, у кадастровой палаты отсутствовали правовые основания для отказа в проведении кадастрового учета.

Проверив решение и постановление апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции не нашел оснований для их отмены.

Как следует из материалов дела, 11.09.2002 ЗАО “Оленевод“ обратилось в федеральное государственное учреждение “Земельная кадастровая палата“ по Сахалинской области
Росземкадастра России с заявкой о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 738274 га в Охинском районе, земельного участка площадью 327206 га в Ногликском районе и земельного участка площадью 125198 га в Александровск-Сахалинском районе.

Решением инженера 1 категории Герей М.А. кадастровой палаты от 17.09.2002 отказано в проведении государственного кадастрового учета испрашиваемых земельных участков со ссылкой на пункт 3 статьи 20 Федерального закона “О государственном земельном кадастре“ в связи с непереоформлением разрешенного права выпаса на спорных земельных участках от совхоза “Оленевод“, которому эти участки были предоставлены на основании Распоряжения Совета Министров от 14.11.1986 N 1551-р, на ЗАО “Оленевод“ (правопреемника совхоза).

Оценивая материалы дела, доводы лиц, участвующих в деле, приведенные в обоснование своих требований и возражений, суды обеих инстанций пришли к обоснованному выводу о законности отказа в проведении кадастрового учета земель по заявке общества “Оленевод“, поскольку общество не является правообладателем земель и представленные для учета документы по форме и содержанию не соответствуют установленным требованиям.

Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что 24.09.1986 Сахалинский облисполком принял решение N 287 “О предоставлении земельных участков предприятиям и организациям для государственных и общественных нужд“, в соответствии с которым решено ходатайствовать перед Советом Министров РСФСР о предоставлении совхозу “Оленевод“ земельных участков площадью 1191001 га из лесофонда Охинского лесхоза, Ногликского лесхоза, Александровск-Сахалинского лесхоза для выпаса оленей без изъятия земель у землепользователей.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 14.11.1986 N 1551-р принято предложение о предоставлении совхозу “Оленевод“ испрашиваемых земель под оленьи пастбища во временное пользование сроком на 25 лет.

Доказательства об изъятии спорных земель из государственного лесного фонда и из ведения лесхозов с передачей прав
землепользования совхозу “Оленевод“ (оно же - ЗАО “Оленевод“) в материалах дела отсутствуют.

Правоудостоверяющие документы на земельные участки за совхозом “Оленевод“ в соответствии со статьей 18 и статьей 19 Земельного кодекса РСФСР не оформлялись.

ЗАО “Оленевод“ ошибочно считает, что документом, подтверждающим его право на земельные участки является Распоряжение Совета Министров РСФСР N 1551-р от 14.11.1986.

Фактически обществу была разрешена оленеводческая деятельность по выпасу оленей на земельных участках без закрепления за ним права на эти земли.

Кроме того, судом установлено, что при обращении с заявкой о проведении кадастрового учета общество “Оленевод“, в нарушение Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 514 от 11.07.2002, не имело материалов межевания земель, находящихся в федеральной собственности, согласованных с Федеральной службой земельного кадастра и ее территориальными органами.

При указанных обстоятельствах земельная кадастровая палата на законных основаниях отказала обществу “Оленевод“ в проведении государственного кадастрового учета, в связи с чем обе судебные инстанции обоснованно отказали в удовлетворении заявления общества в признании незаконным данного отказа.

Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 17.12.2002 и постановление от 03.04.2003 по делу N А59-3058/02-С24 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с закрытого акционерного общества “Оленевод“ в доход федерального бюджета государственную пошлину 500 руб. за рассмотрение дела в кассационной инстанции.

Постановление вступает в законную силу с даты его принятия.